Интеллект и эффективность управленческой деятельности
Интеллект – это качество психики, суть которого состоит в способности к обучению, запоминанию, осознаванию и эффективному воспроизведению определенной информации, основанной на опыте субъекта.
Под интеллектом понимают совокупность всех общих и специфических способностей субъекта. Специфические познавательные способности касаются определенных психических процессов, таких как восприятие, мышление, память и т.д. Общие способности определяют неразрывное функционирование этих процессов. Интеллектуальные способности имеют тесную взаимосвязь с креативностью, обучаемостью, саморегуляцией и активностью.
Интеллект служит базисом формирования специфичных для руководителя свойств личности.
Влияние интеллекта руководителя на эффективность управленческой деятельности
Разумно было бы предполагать, что чем выше интеллект руководителя, тем успешнее его управленческая деятельность, однако, это не так. Американскому психологу Е. Гизелли удалось установить криволинейную зависимость между уровнем интеллекта и эффективностью управленческой деятельности. Согласно исследованиям, наибольшей эффективностью обладают руководители, чей уровень интеллекта имеет среднее значение.
Результаты исследований Е. Гизелли позволили развить дальнейшее изучение в этой области.
Ученые Ф. Филлер и А. Лейстер предложили концепцию «промежуточных факторов». Основным положением данной концепции является то, что на эффективность управленческой деятельности влияют многие другие факторы, помимо интеллектуального уровня, которые в итоге и определяют успешность управления. К таким факторам относят мотивацию, опыт, взаимоотношения с вышестоящим руководством и взаимоотношения с рабочим коллективом.
Основной проблемой изучения взаимосвязи интеллекта и способности к управлению является то, что практические и теоретические знания представляют собой абсолютно разные явления. Установление интеллектуального уровня человека проводится с помощью интеллектуальных тестов, которые охватывают лишь теоретические и абстрактные аспекты знаний и не имеют отношения к практике. Требования, которым должен соответствовать руководитель также не имеют ничего общего с задачами данного теста. Отсюда следуют противоречивые результаты исследований.
Причины зависимости эффективности управления от уровня интеллекта
Существуют и другие причины, объясняющие описанную выше зависимость. Рассмотрим их подробнее:
- Прямая взаимосвязь между стажем и возрастом. В возрасте от 50 лет и старше человеку характерны естественное угасание психофизиологических функций, в том числе и интеллекта;
- Со временем приобретенные теоретические знания и навыки забываются. Руководитель в большей степени начинает опираться на практический опыт, что приводит к снижению результатов интеллектуальных тестов.
Таким образом, профессиональный стаж и жизненный опыт являются основополагающими факторами, влияющими на эффективность управленческой деятельности. Интеллект оказывает лишь вспомогательную функцию.
Следует отметить, что опыт может компенсировать интеллект. Например, при решении определенной задачи можно опираться на жизненный опыт, и чем этого опыта больше, тем больше вероятность найти решение.
Также доказано, что административный статус и иерархический уровень руководителя не зависит от уровня интеллекта, а определяется его профессиональным стажем и управленческим опытом.
Интеллектуальные качества личности руководителя
Для руководителя важно иметь как общие, так и специфичные для его деятельности способности.
Руководителю необходимо иметь и развивать такое личностное качество, как открытая познавательная позиция. Оно также специфично для работы руководителя и позволяет проявлять творческий подход к решению задач и способствует самообучению. Способность найти творческое решение играет значительную роль в деятельности руководителя и оказывает на нее влияние. На этой способности базируется умение выявить проблематику в той или иной деятельности, умение ставить новые задачи перед работниками и определить инновационное развитие организации.
Рефлексивность представляет собой общую способность личности, которая имеет специфическое проявление в деятельности руководителя, а именно, - он ожидает, как его подчиненный поведет себя в той или иной ситуации.
Стоит отметить важность для личности руководителя такой общей способности, как саморегуляция. На ней основаны познавательные свойства и личностные качества, которые влияют на выполнение основных функций руководителя. Саморегуляция позволяет развивать критическое мышление и способность грамотно применять своими интеллектуальными ресурсами. Произвольная саморегуляция определяется свойствам практического мышления, такими как оценка, прогнозирование, планирование и контроль.
Саморегуляция позволяет управлять своим поведением и контролировать себя, поэтому является значимой способностью в управленческой деятельности.
Одним из важных свойств интеллекта является метакогнитивная осведомленность. Она представляет собой способность адекватно воспринимать себя, пользоваться своими сильными сторонами и прятать слабые стороны. Это свойство обладает высокой специфичностью по отношению к работе управленца.
Оценка своих положительных и отрицательных сторон служит причиной возникновения стиля деятельности, который основан на определенных особенностях личности.
Таким образом, метакогнитивная осведомленность управляет внешним поведением руководителя. Он взаимодействует с работниками, учитывая преимущества своих сильных сторон.
Общая активность представляет собой общую способность, которая основана на специфичном для данного организма уровне активированности нервной системы и зависит от особенностей строения нейрофизиологических структур мозга. Она влияет на ряд важных для управленческой деятельности качеств, таких как общительность, предприимчивость, лидерство, стремление к успеху и т.д.