Понятие и сущность игр с правилами
Игры с правилами - это вид игр, в которых устанавливаются правила, обязательные для всех игроков.
Игры с правилами являются одним из обязательных элементов в детской субкультуре и сохраняются на протяжении всего взросления, вплоть до достижения подросткового возраста.
Такие игры требуют большего внимания от детей, которые играют в них, для того, чтобы они могли успешно следовать правилам и обуздать свои собственные потребности. Игры с правилами часто характеризуются логичностью и порядком, и, когда дети становятся старше, они могут начать строить стратегию и осуществлять планирование в своей игре.
Жан Пиаже разработал теорию трех уровней познавательной игры. Он считал, что одной из ступеней развития ребенка являются игры с правилами, которые появляются у детей в возрасте от 7 до 12 лет. Однако Лев Выготский полагал, что гораздо младшие дети на самом деле могут следовать правилам в игре, если они участвуют в ролевой игре, где нужно притворяться. Дети дошкольного возраста также могут участвовать в простых играх с правилами, например, в играх на совпадение и в настольных играх.
Дети школьного возраста обладают пониманием таких понятий, как сотрудничество и конкуренция, и способны мыслить более объективно. Они могут понять концепцию игры, имеющую четкое начало и конец, где они должны по очереди выполнять определенные действия, чтобы завершить игру. Нарушение правил влечет за собой определенный штраф. Правила являются суть игры и должны быть выполнены каждым ребенком для того, чтобы принимать участие в дальнейших играх.
Когда дети придумывают свои собственные игры, они осознают необходимость определения не только правил игры, но и также правил социального взаимодействия во время игры. Они могут модифицировать существующую игру по своим собственным правилам. По мере того, как дети разрабатывают концепцию своей игры, они должны договариваться друг с другом, чтобы сделать ее приятной для всех игроков с различными уровнями мастерства. Адаптация правил, чтобы сделать игру честной для всех, делает ее более увлекательной.
Дети школьного возраста часто встречаются на игровой площадке на переменах. Командные виды спорта требуют особых правил, которые должны способствовать совместной игре и командной работе. Независимо от того, в какой игре заняты дети, они должны следовать правилам, чтобы играть эффективно.
Настольные игры помогают детям развивать стратегии и навыки мышления. Например, такие игры, как шахматы, шашки и т.д. В стратегических играх они должны осуществлять как наступательные, так и оборонительные действия одновременно, чтобы добиться успеха. Многие настольные игры были адаптированы для игры на электронных носителях. Новые электронные игры постоянно разрабатываются для детей всех возрастов, включая малышей. Игры требуют практики, чтобы справиться с возникающими там проблемами, и часто дают возможность детям представить, что они находятся в фантастическом мире, когда они играют в игру. Хотя в первые дни электронные игры обычно были довольно уединенным занятием, в современном игровом мире гораздо больше возможностей для групповой игры.
Не следует забывать идею Выготского о том, что существуют и сюжетные игры, в которых правила поведения содержатся в скрытой форме, а подчинение им представляет собой путь к максимальному удовольствию.
Игры с правилами (в особенности – сюжетные) тесно связаны с тем, как ребенок воспринимает ситуацию, а его действия всегда являются многозначными для других партнеров по игре.
Помимо всего прочего, игры с правилами развивают и волю ребенка. Ведь чтобы выполнить правило, необходимо проявить выдержку. Так, в игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан специальный сигнал. В игре «Сделай фигурку» надо не только придумать и изобразить фигурку, но и удержать, не изменять ее до разрешающего сигнала и т.д. В число любимых детьми седьмого года жизни игр входят и шахматы, предполагающие выполнение значительного количества правил. Здесь требуются не только интеллектуальные, но и волевые (умение управлять собой) и нравственные (честность и др.) качества.
Классификация игр с правилами, время их появление в жизни ребенка
Можно выделить следующие игры с правилами:
- Базирующиеся на ловкости (относятся к физической компетенции);
- Стратегические игры, которые требуют умственной компетенции;
- Базирующиеся на случайности (на результат игры не оказывает влияние ни физическая, ни умственная компетенция).
Следует сказать о том, что довольно сложно встретить «чистые» типы игр с правилами. Наиболее часто встречаются смешанные варианты, в которых преобладают те или иные элементы конкретного типа игры.
Впервые игры с правилами появляются у детей примерного пятого года развития, так как в это время они уже могут осуществлять опосредованно произвольные действия. Помимо произвольности, которая обеспечивает самоконтроль и степень готовности соблюдать установленные правила, у ребенка должна быть мотивация достичь успеха в игре, то есть должно присутствовать стремление выиграть. Он должен понимать, что такие игры требуют осуществления согласованных действий.
Изначально игры с правилами возникают в жизни ребенка в качестве действий, которые задаются определенным образцом поведения у взрослого. В этом случае правила являются достаточно развернутыми и обязательными к применению, обладают четким характером и не допускает их разночтение. Иными словами, правила, появляясь впервые в жизни ребенка, должны быть простыми в понимании. В более взрослом возрасте (как правило, дошкольном) дети уже могут изменять известные им правила для того, чтобы прийти к какому-либо соглашению.
Проведение различных экспериментов позволило доказать, что примерно к четырем года у детей формируются навыки совместной деятельности со взрослыми, которые в дальнейшем применяются в их самостоятельной жизни.