Игра в психологии — это способ реализации запросов и потребностей ребенка в рамках его возможностей.
Особенности игры в психологии
Игра детей и взрослых людей, которая связана с работой воображения, способна выражать стремление к преобразованию окружающей действительности. Данная способность проявляется в игре и представляет собой творческое преобразование. Ее формирование впервые происходит в детском возрасте именно в рамках игровой деятельности.
Игра напрямую связана с развитием личности. Именно в период особо интенсивного развития (детский возраст) она начинает приобретать особое значение. В ранние годы дошкольной жизни ребенка игра — это тот вид деятельности, в котором развивается личность. Игра представляет собой первые действия, обогащающие личность, создающие ее свойства и внутреннее содержание.
Игра обладает внутренним характером и для нее присущи результаты совершающегося развития. Этот процесс зависит от содержания, которое приобретает игра, отражающая окружающую ребенка жизнь взрослых людей. Игра детей основана на потребностях и интересах. Она предназначена для развития соответствующих способностей или сторон личности.
Во взрослой жизни игра начинает занимать уже другое место, приобретая иные формы. Некоторые мотивы, включенные в игру в детстве, продолжают у взрослых людей жить в искусстве. Способность отдаваться искусству и переживать его в рамках непосредственной действенной эмоциональности, как правило, должна оставаться проявлением и доказательством неувядающей молодости.
Игра как психологический метод развития личности
Взрослые люди играют в психологические игры. Для этого процесса игрокам необходимо ознакомиться с правилами игры. Психологические игры обладают еще и скрытой целью, поскольку в них играют не для получения удовольствия.
Игры могут препятствовать честным, откровенным и открытым отношениям, проявляющимся между игроками. Несмотря на это, люди ведут психологические игры для заполнения их времени, привлечении внимания, поддержки прежнего мнения о себе и других.
Игра наделена двумя основными характеристиками:
- Скрытыми мотивами;
- Наличием выигрыша.
Процедуры игры могут быть успешные, ритуал является эффективным, а времяпрепровождение должно быть выгодным. Но все игры в своей сущности считаются чистосердечными, так как не содержат «задней мысли». Они включают элемент соревнования, а не конфликта, поэтому их завершение может стать неожиданным, но никогда не представляет драму. Иногда игры могут быть нечестными, поэтому характеризуются негативным исходом.
С внешней позиции игра выглядит как набор операций. Если в ходе игры по ее завершению один участник получает определенное вознаграждение, то становится ясно, что в некоторых случаях операции представляют собой маневры, просьбы начинают быть неискренними, поскольку они были только ходами игры.
Игры людей тяготеют к повторению. Человек может обнаружить, что говорит одни те же слова с одинаковой интонацией. В этой ситуации меняются место и время. Повторение игры, как правило, воспринимается в качестве ощущения, что этот процесс уже происходил раньше. Люди предпочитают играть в игры разной степени напряженности. Он может быть социально приемлемым, смягченным или убийственным (самоубийственным).
Виды психологических игр
Психологические игры — это один из методов снятия внутреннего психического напряжения.
Категорию психологической игры ввел Э. Берн, рассматривая ее в качестве одной из шести основных форм структурирования времени:
- Деятельности,
- Ритуалов,
- Игр,
- Времяпрепровождения,
- Отдыха,
- Искренних отношений.
В развитии личности большую роль играет общая схема психологического содержания игры. Вначале у индивида возникает определенное желание, реализацию которого запрещает сверхсознание. Подсознание при этом занимается поиском оправдания, откупаясь от сверхсознания. Далее происходит удовлетворение желания.
С внешней позиции психологическая игра — это заранее предопределенная последовательность взаимодействия. Она концентрируется на достижении психологического выигрыша, который не всегда выражен в физической форме.
Например, психологический выигрыш может проявляться через болезнь, несчастный случай или смерть играющего. Это связано с тем, что суть выигрыша — это подтверждение жизненной позиции индивида в качестве критерия, отличающего психологическую игру от других форм человеческого поведения (например, манипуляций, которые нацелены на получение физического выигрыша).
Э. Берн различал игры первой степени (приемлемы в обществе), второй степени (могут порой наносить непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут чаще всего скрывать это), третьей степени (игры, представляющие опасность для здоровья и жизни).
Сегодня в арсенале психологов предусмотрены игровые пространства различных видов. В первую очередь, это «игровые оболочки», как самый распространенный и простой вид игр. В этой ситуации игру берут за основу некоторого обрамления, общего фона психологической работы. Сама работа психолога по своей сущности может быть не игровой (например, тренинг).
Игровые «оболочки» применяются в начальных классах и при занятиях с младшими подростками. Наиболее активно психологи в области современного образования для развития личности эксплуатируют такую форму игр, построенную в соответствии с принципом новогодней сказки (например, новый год не состоится по той причине, что злые персонажи что-то украли, спрятали, сломали).
Еще один вид игры для развития личности представлен «игрой-проживанием». Она дает возможность сформировать условия для совместного и одновременно личного освоения придуманного пространства. В его рамках выстраиваются межличностные отношения, создаются и осмысляются ценности личного существования. Такой вид игры не рассматривается как удачный и не удачный, она складывается по-разному в разных ситуациях.