Психодиагностика — это ключевая отрасль психологии, занимающаяся измерениями, оценкой и анализом индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С ее помощью определяются отличия между группами людей, которые объединены по определенному признаку.
История развития и предметное поле психодиагностики
Область знания психодиагностики включает предметную сферу психологии, которая занимается исследованием определенных психических явлений (например, память исследуется общей психологией, статусное положение индивида в группе исследуется социальной психологией).
Психодиагностика в качестве направления включает в себя психометрику, представляющую собой науку об измерении индивидуальных различий в рамках диагностируемых переменных и технологии конструирования методик. Она заключается в практическом применении психологического знания (практическая область использования психодиагностики).
Психодиагностика как теоретический раздел занимается рассмотрением закономерностей и выявлением валидных и надежных диагностических суждений или диагнозов. С их помощью происходит переход от признака (индикатора) соответствующего состояния, процесса к констатации данной психологической «переменной».
В свое время психодиагностика отделилась из психологии, сформировавшись в отдельную отрасль психологического знания. Это произошло на рубеже 19 и 20 вв. и было связано с требованиями практики. Возникновение направления было подготовлено развитием нескольких источников:
- Экспериментальной психологией;
- Дифференциальной психологией;
- Медициной (психиатрией).
Начало научной психодиагностики было положено Ф. Гальтоном, который в 1883 году опубликовал свой труд «Исследование человеческих способностей и их развитие». В 1884 году им была открыта антропометрическая лаборатория.
Термин «психодиагностика» был введен в научный оборот психиатром Г. Роршахом, при этом классическая психодиагностика сформировалась как образец и подобие медицинской модели взаимоотношений с клиентом в начале 20 века (так называемые субъект-объектные отношения). Ожидания в отношении психодиагностики того времени были сведены к рецептам получения достоверных сведений, которые не всегда можно было вывести теретически.
Особенности групповой психодиагностики с использованием технических средств
Групповая психодиагностика, применяющая технические средства, предусматривает наличие механизмов и приборов, которые мониторят совместную деятельность индивидов. В дополнение к ним для группы должны быть обозначены задачи, суть которых состоит в выведении системы из равновесия или приведении в равновесие.
Действия участников группы, как правило, отражаются показателями на общем экране прибора, наблюдаемом всеми членами группы. Для ведущего предусмотрен специальный пульт управления, также возможна автоматическая фиксация результатов действий участников.
В качестве примеров технических средств групповой психодиагностики можно выделить:
- Гомеостат, в котором помощью согласованных действий испытуемых необходимо приводить стрелку в определенное положение (таким образом осуществляется выявление степени сработанности, лидерских качеств, аутсайдерства, совместимости);
- Механические интеграторы в виде приборов, с помощью которых необходимо через совместные действия осуществить другое действие (например, проведение стержня по лабиринту) с учетом скорости, числа ошибок и речевых реакций;
- Пентограф, представляющий собой гриф на экране, управление которым осуществляется с нескольких пультов (например, рисование какого-либо объекта).
Помимо того, групповые методы психодиагностики включают оценку качеств объекта (например, анонимные интеграторы оценок, предназначенные для исследования особенностей лидера или психологического климата), автоматизированные анкеты.
Особенности групповой психодиагностики без применения технических средств
Групповая психодиагностика, не использующая технические средства, представлена социометрией, шкалой Бахиревой, коммуникометрией и референтометрией.
Метод социометрии предложил впервые Дж. Морено. В его основе лежит допущение о том, что в реальности предпочтения участников группы могут находиться в зависимости от воображаемых представлений о данном процессе. Сущность метода состоит в постановке индивида в ситуацию воображаемого выбора партнера.
Осуществление социометрического опроса в группе должно начинаться с «социометрической разминки». В этом процессе устанавливаются доверительные отношения с группой в соответствии с принципами добровольности, фронтальности (целостности), самостоятельности и анонимности.
При обработке результатов социометрии выстраивается социоматрица по каждому критерию, определяется экспансивность каждого участника группы при появлении непараметрических критериев (например, в случае стремления к контакту) по горизонтали. Далее необходимо определить социометрический статус каждого человека по вертикали и обозначить взаимные выборы. В завершение определяется социометрический статус каждого участника и дается полная характеристика группе путем выстраивания социограммы.
Шкала Бахиревой представляет собой вид социометрии. В этом исследовании каждому участнику группы выдают список всех ее членов, показатели и шкалу оценки интенсивности. Недостатком способа групповой психодиагностики является сложная оценка объективности.
Коммуникометрию проводят в группах, которые в соответствии со своей спецификой не имеют возможности читать вопросы и записывать ответы (например, дошкольники). Этот метод проводят как процедуру распределения предметов (например, действия с игрушками, открытками).
Референтометрия необходима для того, чтобы определить лиц, референтных для испытуемых. Ее проводят по социометрическим критериям, но выбор нужно производить не из собственной группы, а из членов другой группы (например, родителей, братьев, друзей, товарищей, известных личностей).