Групповая арт-терапия – это одна из самых эффективных форм занятий с детьми и взрослыми. При соблюдении определенных условий опытный специалист может сделать занятия не только успешными, но и интересными для своих пациентов.
Особенности групповой арт-терапии
Групповую арт-терапию отличают от индивидуальных занятий цели и задачи, которые стоят перед терапевтом. При ее проведении используются другие приемы работы, отличается и процедура проведения в целом. Оптимальный вариант работы представлен сочетанием групповой и индивидуальной работы, поскольку многие задачи решаются только при обеспечении контакта с клиентом один на один.
Групповое занятие, как правило, концентрируется на преодолении проблем в коммуникации со сверстниками. В процессе таких занятий пациенты обучаются отстаивать свою позицию, учатся слушать и слышать других, учитывать их мнение, становятся активными и начинают приобретать другие социально важные навыки.
Сложность групповой работы состоит в том, что часто люди с проблемами во взаимоотношениях с окружающими, начинают конфликты и на занятиях. Задача специалиста в этом случае заключается в том, чтобы сдружить и сплотить коллектив. Только тогда проводимая работа даст положительный результат.
Как правило, участникам групповых занятий могут быть предложены следующие задания:
- Создать совместный групповой рисунок или фреску;
- Поучаствовать в совместном занятии танцами, музыкой;
- Провести парную разработку фотографии и др.
Построение работы при осуществлении арт-терапии будет зависеть от того, какие цели преследует психолог. В соответствии с ними необходимо выбрать вариант задания. Формирование совместного рисунка осуществляется разными способами, один из которых состоит в предложении участникам терапии по очереди дорисовывать рисунок.
Занятия в рамках арт-терапии дают возможность узнать об интересах группы и о том, какую позицию занимает каждый её участник. Групповой рисунок является хорошей формой диагностики отношений, отличным вариантом решения конфликтных ситуаций. В процессе совместных действий члены группы начинают развивать коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект. В ходе работы происходит пересмотр позиции и решение коррекционных задач, среди которых отдельно выделяют проигрывание моделей поведения.
Задача профессионала, который координирует работу, заключается в наблюдении за цветовой палитрой и слаженностью работы участников. Он должен определить, разрознены или обобщены предметы рисунка, присутствуют ли линии связи. Как правило, четко оговаривается до начала работы время на работу, а тему устанавливает руководитель.
В некоторых случаях рисование может происходить без темы. Необходимо избегать создания общего рисунка без темы в работе с тревожными детьми и взрослыми. Грамотно выбранная тема помогает сплотить группу, защищает личное пространство каждого ее члена, помогает преодолевать конфликты.
Виды групповой арт-терапии
Еще одним распространенным вариантом построения группового занятия является музыкальная терапия. Участники группы пассивно прослушивают музыку, рассказывая после этого о возникающих образах. Активная терапия музыкой предполагает выражение собственного состояния с помощью музыкальной импровизации.
Активная терапия музыкой может сначала вызвать у клиента недоумение. В этом случае очень важно донести до него, что умение играть на инструментах не всегда имеет значение, в этом деле важна манера выражения собственного Я. Тем не менее, руководитель должен пояснить, что инструменту требуется бережное отношение. Им можно пользоваться нетрадиционно, но не причиняя вреда.
Инструмент для занятий пациенты могут принести свой. Основной задачей арт-терапевта, который проводит занятие подобного рода, является организация творческого процесса. Для самовыражения членов группы можно осуществлять занятия по совместному звучанию, а с целью получения эмоциональной разрядки выбирается техника «музыкально-драматические картинки».
Еще один вариант групповых занятий представлен аутентичными движениями участников. Это занятие помогает снимать имеющиеся зажимы, преодолевать агрессивные проявления. Работу выстраивают в парах, где один человек двигается с закрытыми глазами, а другой помогает создать партнеру ощущение безопасности.
В арт-терапии для группового занятия иногда используются маски, куклы или возможности фотографии. Фототерапия помогает человеку научиться принимать себя. Варианты проведения занятий могут быть абсолютно разными, все зависит от того, какие проблемы характерны для членов группы.
Методы арт-терапии
Среди методов арт-терапии необходимо выделить:
- Терапию рисунком,
- Терапию музыкой,
- Драматерапию,
- Библиотерапию и др.
Самый распространенный вид арт-терапии представлен рисуночной терапией. В ее основе лежит изобразительное искусство, которое позволяет терапевту проникать в сферу бессознательного, обходя возможные психологические барьеры и осуществляя мягкую коррекцию отклонений пациентов.
С помощью рисунка пациенты могут гораздо точнее выразить эмоции и переживания. У них появляется возможность разобраться с собственными мыслями, снимая психологическое напряжение.
Многообразие методов, которые используются в рамках арт-терапии в группах, дает возможность подбора подходящего способа борьбы с психологическими проблемами каждого конкретного участника группы. Эффективность этих мероприятий в психологии характеризуется тем, что достигнутые результаты останутся с человеком надолго и дадут новые способы справиться со стрессом и переживаниями.
Лечебное воздействие музыки на человека, как и ее возможность оказывать воздействие на эмоции, известны с древнейших времен. Правильно подобранные музыкальные композиции помогают синхронизировать и нормализовать ритм работы организма человека.
В качестве преимущества такого вида терапии выступает возможность самолечения и лечения в группах. Так, предусмотрены специально подобранные сборники музыки с советами по использованию. Применяя их в совей работе, терапевты проводят индивидуальные и групповые занятия.