Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гештальтпсихология в массовой коммуникации

Определение 1

Гештальтпсихология – это направление, в основу которого были положены исследования зрительного восприятия, возникшее в психологии в первой половине XX века.

Массовая коммуникация

Замечание 1

Массовая коммуникация представляет собой процесс производства и распространения информации через прессу, телевидение, радио интернет при помощи специальных технических средств. Развитие индустрии быстрыми темпами и рост городов на планете являются главными причинами её развития.

С увеличением численности городского населения потребовались новые формы общения, потребовалась особая среда функционирования массовых образов поведения, мышления и восприятия. Началом развития стали газеты, а с появлением радио, телевидения, кино, коммуникация стала массовой.

Сегодняшняя массовая коммуникация является целой системой, которая включает в себя коммуникатора, сообщение, получателя. Все составные части этой системы между собой связаны техническими средствами и предполагают обратную связь аудитории и коммуникатора.

Если рассматривать коммуникационный процесс с точки зрения социальной психологии, то он включает участников коммуникации, основные ценности, стратегии, реакцию аудитории, перспективы, результаты коммуникационного воздействия.

Массовую коммуникацию организует и контролирует специальная инстанция – коммуникатор. В этой инстанции собирается и обрабатывается информация, определяется коммуникационная политика.

Аудитория – это чаще всего лояльный продукт коммуникационной обработки, но, имеющий свои особенности и уровень самостоятельной активности через организацию обратной связи.

Коммуникационное сообщение – это какой-то факт, структура и характер которого напоминают структуру мифа, а это дает возможность рассматривать массовую коммуникацию как мифотворческую особую деятельность.

«Гештальтпсихология в массовой коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Средства массовой коммуникации – пресса, радио, телевидение – имеют свои достоинства и недостатки, комплексное воздействие которых на аудиторию позволяет достигать наибольшей эффективности. Эффективность оценивается при помощи обратной связи, которая осуществляется с помощью рейтинговых исследований, соцопросов, обращений граждан в средств массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации, воздействуя на аудиторию определенным образом, могут вызвать одни и те же эффекты – когнитивные, аффективные, поведенческие, среди них эффекты ореола, реактанса, Барнума, насыщения, бумеранга.

Из всех эффектов особо выделяются эффект ореола и бумеранга:

  • Эффект ореола состоит в том, что человеку свойственно с большим вниманием относиться к тем людям, у кого есть общественное признание. Известность является своеобразной «приманкой» и вызывает интерес у читателей, слушателей, зрителей.
  • Эффект бумеранга возникает в случае одноразового воздействия и замечателен тем, что информация действует совершенно обратно предполагаемому результату и делает взгляды и установки, которые хотели изменить, более прочными.

Гештальтпсихология

Развитие гештальтпсихология получила в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. Проведенные ими исследования доказывали, что человек воспринимает окружающий мир не отдельными фрагментами, а в виде целостных конфигураций. Например, он изначально воспринимает лес вообще, а потом выделяет отдельные деревья, как части целого.

Замечание 2

Эти конфигурации получили название «гештальтов».

Гештальтпсихология имеет два основополагающих принципа:

  1. принцип взаимодействия фигуры и фона, суть которого состоит в том, что каждый гештальт воспринимается выделяющейся фигурой с четкими очертаниями, а окружающий мир по отношению к этой фигуре представляет собой более размытый недифференцированный фон;
  2. принцип прегнантности или равновесия, который говорит, что психика человека в наличных условиях стремится к максимальной стабильности. Говоря другими словами люди, выделив фигуру из фона, стремятся придать ей более приемлемую форму, характеризующуюся простотой и завершенностью, и называют «хорошим гештальтом».

Данные принципы дополнялись теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и последним принципом «здесь и сейчас». Согласно этому принципу первостепенным фактором, который опосредует поведение и социальную значимость личности, является качество осознавания актуальной ситуации.

Данная методология стала базовой моделью всех подходов в гетштальтпсихологии.

Взаимодействие индивида с фигурой, согласно этой модели включает 6 стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт, разрешение, которое предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта и его интеграцию на внутриличностном уровне – так в гештальтпсихологии происходит научение.

Если на стадии ощущения возникает потребность понять его источник, выделить фигуру из фона, то на стадии осознавания идет мобилизация энергии, чтобы сосредоточить и удержать на ней внимание.

Изначальный интерес стимулируется, если фигура оказалась значимой для субъекта, тогда наступает третья стадия цикла – энергия достигает пика, а фигура максимально «приближается» к индивиду и создаются условия для перехода к стадии действия.

Действие направляется на фигуру, вызвавшую интерес, в результате чего возникает максимальное переживание. В его рамках впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта, интегрируются.

Завершается стадия рефлексией и по завершении цикла контакта актуальность фигуры исчезает, и внимание к ней разрушается.

Замечание 3

Со своей позиции гештальтпсихология считает, что вся жизнь человека есть непрерывная цепь таких циклов.

Гештальтпсихология в массовой коммуникации

Гештальтпсихология утверждает, что целое может отличаться от суммы его частей, и важен весь опыт.

Гештальтпихологи объясняют принципы организации восприятия при получении информации и его виды – зрительные и слуховые.

В их поле зрения попадают эффекты восприятия человеком времени, глубины, движений, зрительные и слуховые искажения восприятия.

Специалисты данного направления поставляют значительный эмпирический материал для средств массовой информации.

Актуальным вопросом для журналистики и важной частью коммуникативного процесса является восприятие, без понимания которого нельзя планировать эффекты воздействия и успешно направлять информационные потоки.

Гештальтпсихологи отстаивали позицию наследственных интеллектуальных функций, которые в ходе активного воздействия индивидуума на среду, дают возможность развиваться интеллекту. Они считали, что определенные внутренние структуры изначально запрограммированы и заранее ориентируют перцептивные и когнитивные процессы. Если окружающий нас мир состоит из организованных форм, то восприятие тоже организовано, а человек воспринимает мир не как сумму частей, а как целое.

По мнению гештальтпсихологов предметы воспринимаются чувствами в виде фигуры, а не отдельными элементами, образ воспринимается на каком-либо фоне, все информационные сигналы мозг конструирует так, что всё значимое для человека воспринимается им как фигура.

Например, прелюдии Ф. Листа у старшего поколения европейцев вызывают в сознании воспоминания о Второй мировой войне, потому что их использовала нацистская пропаганда как музыкальную интродукцию к новостям, которые транслировали в оккупированных городах через громкоговорители.

И сегодня, различные музыкальные заставки, являющиеся позывными в передачах радио и телевещания, акцентируют внимание аудитории на даных передачах.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot