Гештальтпсихология – это направление, в основу которого были положены исследования зрительного восприятия, возникшее в психологии в первой половине XX века.
Массовая коммуникация
Массовая коммуникация представляет собой процесс производства и распространения информации через прессу, телевидение, радио интернет при помощи специальных технических средств. Развитие индустрии быстрыми темпами и рост городов на планете являются главными причинами её развития.
С увеличением численности городского населения потребовались новые формы общения, потребовалась особая среда функционирования массовых образов поведения, мышления и восприятия. Началом развития стали газеты, а с появлением радио, телевидения, кино, коммуникация стала массовой.
Сегодняшняя массовая коммуникация является целой системой, которая включает в себя коммуникатора, сообщение, получателя. Все составные части этой системы между собой связаны техническими средствами и предполагают обратную связь аудитории и коммуникатора.
Если рассматривать коммуникационный процесс с точки зрения социальной психологии, то он включает участников коммуникации, основные ценности, стратегии, реакцию аудитории, перспективы, результаты коммуникационного воздействия.
Массовую коммуникацию организует и контролирует специальная инстанция – коммуникатор. В этой инстанции собирается и обрабатывается информация, определяется коммуникационная политика.
Аудитория – это чаще всего лояльный продукт коммуникационной обработки, но, имеющий свои особенности и уровень самостоятельной активности через организацию обратной связи.
Коммуникационное сообщение – это какой-то факт, структура и характер которого напоминают структуру мифа, а это дает возможность рассматривать массовую коммуникацию как мифотворческую особую деятельность.
Средства массовой коммуникации – пресса, радио, телевидение – имеют свои достоинства и недостатки, комплексное воздействие которых на аудиторию позволяет достигать наибольшей эффективности. Эффективность оценивается при помощи обратной связи, которая осуществляется с помощью рейтинговых исследований, соцопросов, обращений граждан в средств массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации, воздействуя на аудиторию определенным образом, могут вызвать одни и те же эффекты – когнитивные, аффективные, поведенческие, среди них эффекты ореола, реактанса, Барнума, насыщения, бумеранга.
Из всех эффектов особо выделяются эффект ореола и бумеранга:
- Эффект ореола состоит в том, что человеку свойственно с большим вниманием относиться к тем людям, у кого есть общественное признание. Известность является своеобразной «приманкой» и вызывает интерес у читателей, слушателей, зрителей.
- Эффект бумеранга возникает в случае одноразового воздействия и замечателен тем, что информация действует совершенно обратно предполагаемому результату и делает взгляды и установки, которые хотели изменить, более прочными.
Гештальтпсихология
Развитие гештальтпсихология получила в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. Проведенные ими исследования доказывали, что человек воспринимает окружающий мир не отдельными фрагментами, а в виде целостных конфигураций. Например, он изначально воспринимает лес вообще, а потом выделяет отдельные деревья, как части целого.
Эти конфигурации получили название «гештальтов».
Гештальтпсихология имеет два основополагающих принципа:
- принцип взаимодействия фигуры и фона, суть которого состоит в том, что каждый гештальт воспринимается выделяющейся фигурой с четкими очертаниями, а окружающий мир по отношению к этой фигуре представляет собой более размытый недифференцированный фон;
- принцип прегнантности или равновесия, который говорит, что психика человека в наличных условиях стремится к максимальной стабильности. Говоря другими словами люди, выделив фигуру из фона, стремятся придать ей более приемлемую форму, характеризующуюся простотой и завершенностью, и называют «хорошим гештальтом».
Данные принципы дополнялись теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и последним принципом «здесь и сейчас». Согласно этому принципу первостепенным фактором, который опосредует поведение и социальную значимость личности, является качество осознавания актуальной ситуации.
Данная методология стала базовой моделью всех подходов в гетштальтпсихологии.
Взаимодействие индивида с фигурой, согласно этой модели включает 6 стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт, разрешение, которое предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта и его интеграцию на внутриличностном уровне – так в гештальтпсихологии происходит научение.
Если на стадии ощущения возникает потребность понять его источник, выделить фигуру из фона, то на стадии осознавания идет мобилизация энергии, чтобы сосредоточить и удержать на ней внимание.
Изначальный интерес стимулируется, если фигура оказалась значимой для субъекта, тогда наступает третья стадия цикла – энергия достигает пика, а фигура максимально «приближается» к индивиду и создаются условия для перехода к стадии действия.
Действие направляется на фигуру, вызвавшую интерес, в результате чего возникает максимальное переживание. В его рамках впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта, интегрируются.
Завершается стадия рефлексией и по завершении цикла контакта актуальность фигуры исчезает, и внимание к ней разрушается.
Со своей позиции гештальтпсихология считает, что вся жизнь человека есть непрерывная цепь таких циклов.
Гештальтпсихология в массовой коммуникации
Гештальтпсихология утверждает, что целое может отличаться от суммы его частей, и важен весь опыт.
Гештальтпихологи объясняют принципы организации восприятия при получении информации и его виды – зрительные и слуховые.
В их поле зрения попадают эффекты восприятия человеком времени, глубины, движений, зрительные и слуховые искажения восприятия.
Специалисты данного направления поставляют значительный эмпирический материал для средств массовой информации.
Актуальным вопросом для журналистики и важной частью коммуникативного процесса является восприятие, без понимания которого нельзя планировать эффекты воздействия и успешно направлять информационные потоки.
Гештальтпсихологи отстаивали позицию наследственных интеллектуальных функций, которые в ходе активного воздействия индивидуума на среду, дают возможность развиваться интеллекту. Они считали, что определенные внутренние структуры изначально запрограммированы и заранее ориентируют перцептивные и когнитивные процессы. Если окружающий нас мир состоит из организованных форм, то восприятие тоже организовано, а человек воспринимает мир не как сумму частей, а как целое.
По мнению гештальтпсихологов предметы воспринимаются чувствами в виде фигуры, а не отдельными элементами, образ воспринимается на каком-либо фоне, все информационные сигналы мозг конструирует так, что всё значимое для человека воспринимается им как фигура.
Например, прелюдии Ф. Листа у старшего поколения европейцев вызывают в сознании воспоминания о Второй мировой войне, потому что их использовала нацистская пропаганда как музыкальную интродукцию к новостям, которые транслировали в оккупированных городах через громкоговорители.
И сегодня, различные музыкальные заставки, являющиеся позывными в передачах радио и телевещания, акцентируют внимание аудитории на даных передачах.