Гендерные особенности проявлений агрессивности личности
Агрессивность – это устойчивая характеристика личности субъекта, которая отражает его предрасположенность к проявлению поведения, целью которого является стремление причинить вред окружающим, либо к проявлению аффективных состояний, таких как злость и гнев.
Исследования гендерных различий начали проводить в конце XIX века. Целью проводимых исследований было показать различия между полами, разное отношение к окружающей обстановке, людям, событиям и т.д. у женщин и мужчин.
Особую актуальность имеют исследования проявления агрессивности у мужчин и женщин. Так, даже в природе самцы более агрессивны, что позволяет им успешно защищать свою территорию, детенышей и самок. Агрессия имеет особое значение в формировании сексуальности, доминантности, мотивации на достижение и лидерство. Именно это обстоятельство и послужило толчком к изучению генедерного аспекта агрессивности у людей.
Факторы возникновения агрессии, в зависимости от генедера:
- Пол объекта агрессии. Так, было установленное, что мужчины (мальчики) проявляют большую агрессию по отношению к человеку своего пола, в то время как женщина в выражении агрессии не ориентируются на пол объекта.
- Страх возмездия – физически слабые люди боятся в открытую проявлять агрессию по отношению к тем, кто значительно превосходит их физически.
- Провоцирование агрессивности – вне зависимости от пола человек своим поведением может спровоцировать агрессивное поведение у партнера по взаимодействию.
- Гендерные нормы поведения – так проявление агрессии со стороны женщины воспринимается как неумение вести себя в обществе, в то время как агрессивное поведение мужчины зачастую воспринимается как норма.
Таким образом, в целом установленные различия проявления агрессивности у женщин и мужчин обусловлено совокупностью социальных и биологических причин.
В настоящее время исследования агрессивности продолжаются и проводятся в разных аспектах. Одним из наиболее актуальных и востребованных является направление исследования гендерных особенностей агрессивности на мотивацию достижений.
Вариант мотивации мужчин (SCARF-модель)
Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач.
Мотивировать мужчин эффективнее, если им наглядно продемонстрировать предстоящее будущее. Кроме того, мужчины активнее мотивируются в компании. Особое значение имеет и четка мотивация цели, она должна быть понятна и «нести» в себе конкретно измеримые результаты.
Для мотивации мужчин, с опорой на его гендерные особенности, используется SCARF-модель.
SCARF-модель включает в себя пять областей социального опыта человека:
- Статус мужчины в обществе. Мужчине важно иметь высокий социальный и профессиональный статус, быть авторитетом в определенной среде. Поэтому если мужчина осознает, что определенные действия помогут повысить свой статус, то мотивация на их совершения будет выше.
- Определенность – мужчины стремятся не только к успеху, но к уверенности в будущем. Поэтому если совершение определенных действий не принесет плодов в настоящем, но принесет в будущем, то мужчина будет мотивирован на ее выполнение.
- Автономия – для мотивации мужчина должен иметь возможность самостоятельно осуществить выбор своих действий и способов их выполнения. В условиях команды автономия снижается, поэтому, чтобы мужчины были мотивированы на достижение определенного результата в команде, необходимо каждому выделить свою область действий.
- Связанность – мужчины, работая в коллективе должны чувствовать дружеский настрой друг от друга, в случае, если кто-то проявляют агрессию, то мотивированность участников на достижение будет снижаться.
- Справедливость – является одним из наиболее субъективных рычагов мотивации. Каждый участник команды, должен осознавать, что все имеют равное значение для достижения результата.
SCARF-модель мотивации мужчин основана на исследованиях мозга. Данные исследования показали, что в качестве основных факторов мотивации у мужчин выступают восприятие угрозы или награды, а также первая реакция на поставленную задачу.
Особенности мотивации достижений у женщин
В отличие от мужчин, женщинам не столь важны четко поставленные цели, им важнее авторизация ожидаемого результата. Для того, чтобы мотивировать женщину необходимо дать ей наглядно увидеть, что ее усилия приносят определенный результат.
Авторизация ожидаемого результата – это перечень тех вопросов, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Примерно авторизация результата выглядит так:
- Мысленное или письменное определение условий или задач, а также определение внешних условий, в которых данные задачи нужно будет решать.
- Определение тех действий, которые были выполнены для достижения поставленных задач. Важно использовать такие слова и выражения как «Я пошла», «Я сделала», «Я напечатала». Это позволяет понять и осознать женщине, что это именно она сделала и достигла, тем самым повысить собственную значимость в своих глазах. Такое восприятие себя мотивирует женщину на дальнейшие действия.
- Мысленно определить достигнутый результат, каким он является и что представляет для женщины (ее профессиональной деятельности, личной жизни и т.д.).
- Определить то, как будет использован полученный результат. Если результат не конечный, а промежуточный, то определить, как он может быть использован для достижения конечной цели.
Для женщины главное - стремление к достижению большей близости, стремление сохранить близкие отношения и избежать одиночества.
Таким образом, можно выделить некоторые половые различия в мотивации достижений. У мужчин в основе мотивации достижений находятся: здоровье, интересная работа, друзья и свобода, у женщин - семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.