Кросскультурное взаимодействие
Кросскультурное взаимодействие - это непосредственные контакты и опосредованные формы коммуникации между представителями разных культурно-этнических сообществ.
Кросскультурное взаимодействие — это встреча двух картин мира, в результате которой каждый человек чувствует себя в новом мире, находясь под влиянием своей и новой культуры.
В данном ключе, взаимодействие - это своеобразный способ трансформации образа партнера по общению, а изучение нового языка и культуры через общение с их носителями - это переход к новому образу мира.
Таким образом, кросс-культурное взаимодействие - это способ формирования адекватного сознания и самосознания, ценностного восприятия мира. Это движение человечества вперед.
Кросскультурное взаимодействие изучается в рамках нескольких подходов:
- психологический: с точки зрения личностно-ориентированных основ исследуются механизмы психической жизни человека в зависимости от типа культуры и способа общения, избранного субъектом;
- социологический: кросскультурное взаимодействие исследуется с точки зрения сравнения его с другими социальными явлениями с учетом социально-политических и экономических целей субъектов;
- лингвистический: исследование кросс-культурного взаимодействия как части межкультурного общения в рамках общей теории коммуникации, где выявляются формы взаимодействия людей, осуществляемого с помощью языка;
- исторический: изучение кросс-культурного взаимодействия в рамках истории развития всей мировой цивилизации, которая рассматривается как постоянный процесс взаимодействия культур;
- управленческий: рассматривает кросскультурное взаимодействие как отрасль международного менеджмента, как управленческую деятельность, как определенную отрасль знаний, которая отражает теорию и практику международного сотрудничества и управления;
- педагогический: исследование кросс-культурного взаимодействия в рамках изменений личности, которые возникают в процессе взаимодействия, изучения традиций и представлений о системе ценностей, традиций, изучения особенностей образования в разных мировых образовательных системах
Сущность понятия «культура»
Культура - это комплексное и многоуровневое понятие, которое, с одной стороны, отражает накопленные обществом материальные и духовные ценности, а с другой - живую деятельность человека, опирающуюся на это наследство.
В культуре выделяют следующие уровни: национальная культура, корпоративная культура (реализация ценностей и норм в конкретной организации), профессиональная культура (специфика ценностей и норм, характерных для специалистов, работающих в определенной сфере).
Кроме того, культура состоит из определенных слоев:
- внешний - это корневые особенности культуры, выражающиеся в языке, традициях, еде, моде, архитектуре и искусстве;
- средний - это совокупность ценностей и норм, которые формируют систему оценок (правильно-неправильно), создают групповую общность и социальный контроль;
- ядро - это совокупность представлений и концепций, связанных непосредственно с существованием.
Также существует классификация типов культур, которая строится по разным основаниям:
- с точки зрения носителя культура может быть национальной (своеобразие групп определенных сообществ) и мировой (совокупность лучших достижений всех культур и народов);
- с точки зрения конкретных носителей: культура может быть отдельных социальных сообществ (городская, сельская, молодежная, профессиональная), культура семьи, культура отдельного человека;
- с точки зрения рода культура может быть материальная (культура труда и производства, быта, отношения к телу) и духовная (включает в себя познавательную, моральную и художественную культуры);
- с точки зрения влияния культура может быть прогрессивная и реактивная;
- с точки зрения актуальности культура может быть актуальная и неактуальная;
- с точки зрения базовой структуры культура может быть высокого контекста (межличностные отношения направляют интуиция, ситуация и традиции) и низкого контекста (отношения внутри культуры жестко формализованы);
- с точки зрения времени культура может быть традиционная и современная;
- с точки зрения индивидуализма культура может быть индивидуалистическая и коллективистская.
Факторы успешности кросс-культурного взаимодействия
Кросс-культурное взаимодействие определяется целым рядом социально-психологических факторов, наиболее важным из которых является опыт непосредственно пережитой дискриминации на индивидуальном уровне.
Как показывают исследования, представители этнокультурных сообществ, которые склонны к интеграции нового культурного опыта в свой индивидуальный опыт, или к ассимиляции, сообщают о малом опыте дискриминации. В то время как те представители этнокультурных сообществ, которые склонны сепарироваться от принимающей культуры, или в целом находящиеся между двумя культурами маргиналы, сообщают о значительно большем опыте индивидуальной дискриминации.
Межкультурные исследования молодых людей-иммигрантов из 13 стран показывают, что стратегия маргинализации прямо связана с низким уровнем психологического и социального благополучия. При этом обнаруживается взаимность со стороны принимающего общества: если мигранты чувствуют себя отверженными со стороны доминирующего сообщества, то оно в свою очередь также стремится избегать их, не выходя за пределы собственной социальной группы.
Положительный же эффект в кросс-культурном взаимодействии обеспечивает стратегия интеграции и мультикультурализма: ориентация на сохранение собственной идентичности и желание быть принятым в новом сообществе.
Помимо этого, благоприятно на кросс-культурном взаимодействии сказывается частота и глубина контактов между представителями разных культур: ведь чем глубже и чаще мы взаимодействуем, тем больше мы узнаем о других людях, находим что-то общее, интересно и притягательное.