Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Догадки о гипотезе (характеристики потребности по Орну)

Основные идеи М. Т. Орна

Замечание 1

Майкл Теодор Орн – профессор психологии, глава отдела экспериментальной психиатрии Пенсильванского университета.

Ситуация эксперимента для испытуемых - это ситуация новизны, и вследствие этого его участники стремятся сами догадаться о сути эксперимента, его основных гипотезах и задачах. Это нормальная реакция любого человека: он всегда стремится упорядочивать происходящее в своей голове.

Кроме этого, в экспериментальных исследованиях, как правило поведение людей видоизменяется. Исследования показывают: люди, узнавая о том, что они участвуют в эксперименте, были готовы решать множество арифметических задач по нескольку часов подряд.

В одном исследовании по изучению сенсорной депривации участникам давали на подпись документ о том, что экспериментатор освобождается от ответственности за возможный ущерб для испытуемого, а также показали спасательную кнопку, которую следует нажимать в случае непереносимости экспериментальных условий. Контрольной группе таких условий не предлагали. Результаты показали, что экспериментальная группа безропотно претерпевала более экстремальные условия, чем контрольная, в которой не собирали подписи и не предлагали кнопку.

Таким образом, основываясь на данных исследованиях, можно сказать, что сама экспериментальная ситуация, а также осведомленность испытуемых о гипотезе становятся детерминантной их поведения. М. Т. Орн назвал совокупность таких проявлений характеристиками потребности экспериментальной ситуации. Идея Орна заключается в том, что испытуемые в ситуации эксперимента проявляют себя не просто как участники, пассивно отвечающие на раздражители, а как любознательных и проявляющих познавательную активность люди.

Таким образом, характеристики потребности Орна проявляются практически в каждых исследованиях, в которых испытуемые осознают, что их изучают. Респондент стремится обнаружить любые намеки о сути экспериментальной ситуации, раскрывающие смысл исследования.

Мотивация участников исследования

М. Т. Орн считал, что главным мотивом деятельности испытуемого является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим и полезным экспериментатору таким образом, чтобы он подтвердил свою гипотезу.

«Догадки о гипотезе (характеристики потребности по Орну)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Другие исследователи предлагают диаметрально противоположный вариант мотивации «злонамеренных» испытуемых, которые враждебно настроены по отношению к исследователю и методике исследования, и делают все. чтобы разрушить гипотезу исследователя.

Также существует точка зрения на то, что испытуемые (в большей степени взрослые люди) мотивированы просто лишь точным выполнением инструкций, а не догадками и домыслами.

Л. Б. Кристиансен выдвинул идею, что главный мотив участника исследования - это мотив позитивной самопрезентации, стремление выглядеть в своих собственных глазах как можно лучше.

Попадая в ситуацию эксперимента, испытуемый ведет себя в соответствии с ней, однако руководит им стремление не потерять лицо, поскольку экспериментальная ситуация - это ситуация новизны, и человеку важно в новой ситуации сохранить свое представление о самом себе (это своеобразный механизм самозащиты).

Наиболее ярко мотив самопрезентации проявляется в исследованиях личностного толка: испытуемому важно продемонстрировать, что его поведение определяется его личностью, а не экспериментальным воздействием. Если же в исследовании ключевую роль играют экспериментальные условия, то данный мотив проявляется реже.

Л. Б. Кристиансен считает мотив самопрезентации наиболее сильным, более того, он полагает, что если испытуемый начинает подозревать, что его пытаются «обмануть», то есть скрыть истинные цели эксперимента, то он начинает сопротивляться экспериментальному воздействию, и тогда мотив самопрезентации проявляется вдвойне.

Таким образом, мотивы самопрезентации и социального одобрения являются наиболее сильными для участников эксперимента.

Методы контроля личности испытуемого

Выделяют несколько способов, с помощью которых можно контролировать личность испытуемого в экспериментальной ситуации.

  1. Метод обмана - это целенаправленное введение в заблуждение испытуемых: исследователь придумывает ложные цели и гипотезы эксперимента, либо же видоизменяет истинные или вовсе скрывает их. Вариацией является «когнитивное плацебо» - сложно сформулированные теоретические конструкции. Данный метод признается не слишком этичным: лучше сообщать хоть какую-то гипотезу, чем никакой.
  2. Метод скрытого эксперимента - это такое исследование испытуемого, когда он даже не подозревает, что является испытуемым. По факту, это модификация метода обмана. В которой испытуемому не надо сообщать ложную информацию. Однако в таком случае, испытуемый является обманом вовлеченным в экспериментальную ситуацию и выступает объектом манипуляций исследователя, что также является неэтичным.
  3. Метод независимого измерения зависимой переменной - это способ измерения зависимых параметров опосредовано по результатам учебной или профессиональной деятельности. Данный метод применяется довольно редко в силу своей трудоемкости.
  4. Контроль восприятия испытуемым ситуации - это применение постэкспериментального интервью, предложенного М. Т. Орном и позволяющего выявить отношение испытуемого к экспериментатору, понимание им инструкции, что позволяет отбраковать «неудачные» данные. Однако данный метод не позволяет непосредственно изменить что-то в ситуации эксперимента, и его результаты можно лишь использовать в процессе интерпретации данных.
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot