Коммуникативная компетентность — это система знаний, умений и навыков, которая включает функции, виды и средства общения, аспекты коммуникативного процесса, его базовые характеристики и др. Она присуща не только взрослым людям, но и детям и подросткам.
Понятие и специфика коммуникативной компетентности
Специфика коммуникативного процесса отражается через творческий характер взаимодействия партнеров. Он обладает смысловой и эмоциональной нагрузкой, так как наполнен интеллектуальным содержанием. Исследователи считают, что общение в качестве категории необходимо трактовать более широко, чем коммуникацию. В структуре общения выделяется коммуникативная сторона, представляющая собой непосредственный процесс передачи сведений.
Есть и противоположная точка зрения. Здесь ученые пришли к выводу, что общение представляет собой одну из форм коммуникационной деятельности. Основной выделения данных форм могут быть целевые установки партнеров в области коммуникации.
В рамках коммуникативной компетентности выделяют коммуникативные навыки. Они связаны с разнообразными подструктурами личности и проявляются с помощью навыков субъектов общения в виде умения вступать в социальные контакты, регулировать повторные ситуации взаимодействия, достигать в рамках межличностных отношений преследуемые коммуникативные цели.
Для коммуникативных навыков характерны следующие признаки:
- Возможность устанавливать социальные контакты с окружающими;
- Умение приходить к взаимопониманию в различных случаях интеракции;
- Способность побуждать партнера поменять поведение.
В структуре коммуникативных навыков принято рассматривать несколько уровней. Первый из них предусматривает наличие следующих структурных компонентов: чувствительность, отзывчивость, умение проводить оценку эмоционального состояния другого человека, коммуникабельность. Второй уровень включает физиологические факторы (например, реактивность и доминирование функций правого полушария). Для последнего уровня характерны признаки вербальность / невербальность.
Методики диагностики коммуникативной компетентности
При проведении исследования возможностей формирования коммуникативной компетентности у подростков с помощью средств социально-психологических тренингов ученые организовали экспериментальное исследование. В его рамках был использован определенный диагностический инструментарий:
- Тест для подростков и старшеклассников, определяющий их коммуникативные умения (Л. Михельсон, редакция Ю.З. Гильбух);
- Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников В. В. Синявского и В. А. Федорошина.
Первая методика способствует определению степени сформированности коммуникативных умений в общении со взрослыми и сверстниками у лиц подросткового возраста. В качестве стимульного материала здесь выступают 27 вопросов, относящихся к 5 разным типам коммуникативных ситуаций (реакция на положительное высказывание, негативное высказывание, обращение с просьбой, ситуация беседы, ситуация необходимости проявить эмпатию).
Вторая методика исследования необходима для того, чтобы определить степень организаторских и коммуникативных склонностей. Она представлена в виде опросника, состоящего из сорока вопросов. Половина из них дает возможность выявить аспекты коммуникативных склонностей, вторая половина предназначена для выявления организаторских наклонностей.
Результаты проведенной диагностики позволяют определить степень сформированности коммуникативно-организационных способностей, которая может быть низкой, ниже среднего, средней, высокрй, а также очень высокой. Статистический критерий здесь может быть использован для сопоставления показателей, измеренных в различных условиях на одинаковой выборке (группе) испытуемых подростков.
С помощью статистического критерия формируется направленность и определяется выраженность изменений. Через данный статистический критерий специалисты смотрят, является ли сдвиг исследуемых критериев в каком-либо направлении более интенсивным, чем в других.
Развитие коммуникативной компетенции у подростков
Для развития коммуникативной компетентности у подростков в образовательных учреждениях и при проведении психологической работы необходимо использовать специально разработанные программы. Цель таких программ предполагает формирование коммуникативной компетентности.
В ходе программ психолог способен расширить возможности установки контакта в разных коммуникативных ситуациях, в которых находится подросток. Он может проводить улучшение навыков вербальной и невербальной коммуникаций, которые характерны для ситуаций говорения и слушания. Такие практики приводят к развитию способности к эмпатии, а также выявляют способность распознавать свои и чужие эмоции.
Целевые группы для проведения тренингов развития коммуникативной компетенции представлены подростками в возрасте от 15 до 16 лет. В качестве форм и методов работы выступает работа в группах, элементы индивидуальной работы, проведение групповых дискуссий, которые увеличивают мотивацию и степень вовлеченности участников в решение обсуждаемых вопросов.
В ходе реализации программ используется психогимнастика, осуществляется наблюдение за коммуникативным поведением других людей, что представляет собой эффективный способ увеличения своей собственной компетентности. Совершенствовать коммуникативную компетенцию помогут также ролевые игры, индивидуальная и групповая релаксация, подвижные игры.