Деятельность детского практического психолога — это работа, заключающаяся в психологической диагностике и психологическом обследовании ребенка и осуществлении на основе их результатов коррекционной и развивающей работы.
Диагностическая деятельность детского практического психолога
Задача детского практического психолога заключается в выборе методов и методик, необходимых для обследования и диагностики детей. Они должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Категория «психодиагностика» рассматривается с разных точек зрения. Она представляет собой теоретическую психологическую дисциплину, а также практическую психологическую деятельность. В первом случае психодиагностика представляет собой сферу психологической науки, а во втором разработку методов выявления и измерения индивидуальных особенностей личности.
В сфере практической деятельности диагностическая работа — это самое распространенное направление работы психологов. Психологи, работающие с детьми, как правило, хорошо знают данную область науки, которая считается самым трудоемким видом работы.
Диагностическая деятельность детского практического психолога направлена на получение результатов обследования, которые должны быть просты и доступны в обработке. Эти результаты необходимо в дальнейшем переводить на педагогический язык. Психодиагностические данные чаще всего применяются в следующих целях:
- Формирование психологической и педагогической характеристики детей;
- Выявление способов и видов оказания помощи детям, которые испытывают трудности в учебе, коммуникации и психологическом самочувствии;
- Выбор средств и форм, необходимых для сопровождения психического развития ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Если работа с детьми происходит в рамках образовательного учреждения, то практический психолог должен выбрать диагностический подход и методики, которые соответствуют целям психологической службы образования. Полученные результаты диагностики формулируются на педагогическом языке.
Особенности коррекционной работы практического психолога
Психолого-педагогическая коррекция представляет собой форму совместной профессиональной деятельности педагогов, психологов и родителей. В ее основе лежит система психологического воздействия, необходимого для исправления нарушений психического развития детей. Опора должна здесь делаться на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных норм развития.
Коррекционная работа практического детского психолога концентрируется на формировании условий для полноценного психического развития детей в рамках семьи и образовательного учреждения. Психологическая коррекция является распространенным видом психологической помощи.
Коррекция — это работа, в основе которой лежит исправление особенностей психологического развития. Эти особенности, как правило, не соответствуют системе показателей нормативно-возрастной модели или не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели (например, возрастной ориентир в качестве идеального варианта развития ребенка на соответствующей ступени онтогенеза). Коррекцию психолог, работающий с детьми, проводит с использованием специальных средств психологического воздействия.
Особенности коррекционно-развивающей деятельности
Коррекционно-развивающая деятельность состоит в создании психолого-педагогических условий, которые требуются для оптимального развития детей и взрослых в качестве участников образовательной среды. Детский практический психолог в этой области должен создавать условия для того, чтобы исправлять нарушения нормативности возрастного (профессионального) развития.
Коррекционно-развивающая деятельность, которую осуществляет психолог, часто бывает жестко определена феноменами «нормы» и «отклоняющегося развития» (не соответствующего норме). Результаты диагностической работы требуют последующего анализа, выявления особенностей развития и соотношения выявленных показателей.
Коррекционную и развивающую деятельность нельзя сводить лишь к тренировке психологических способностей, имеющихся у ребенка. Позиция практических психологов в коррекционно-развивающей деятельности должна быть директивной. Это значит, что цели выбирает педагог в соответствии со степенью соответствия ребенка норме, а задача психолога состоит именно в активном «формировании».
Еще Выготский Л. С. писал, что основное содержание коррекционной деятельности находится в рамках ближайшего развития ребенка. Коррекционно-развивающая деятельность практических психологов необходимо строить с опорой на целенаправленное формирование психологических новообразований, которые составляют сущностную характеристику возраста.
Основная роль этой деятельности в пространстве нормального детства состоит в помощи полноценному психологическому развитию детей. Основная задача практического психолога – это психолого-педагогическая коррекция отклонений психического развития. Развитие может быть:
- Интеллектуальное,
- Эмоциональное,
- Мотивационное,
- Поведенческое,
- Волевое,
- Двигательное и т.д.
На основе формирования оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности происходит сохранение психологического здоровья ребенка. Эти задачи коррекционно-развивающей деятельности способны четко очертить принципиальную психолого-педагогическую позицию в отношении детей. Так, считается, что практический психолог должен не только ребенка корректировать под соответствующую образовательную систему, а саму образовательную систему менять в направлении обеспечения достаточно высокого уровня развития, воспитания и обучения.
Основные условия развития коррекционной деятельности включают максимальную реализацию в психолого-педагогическом сопровождении детей возрастных возможностей и резервов.