Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детские конфликты и способы их решения

Определение 1

Конфликт — это столкновение тенденций, имеющих противоположную направленность и отсутствие совместимости друг с другом. Конфликт может возникнуть в сознании отдельного человека, в межличностном взаимодействии или в отношениях групп людей. Как правило, это противостояние связано с острыми негативными эмоциональными переживаниями.

Особенности и причины детских конфликтов

Детский возраст — это ответственный период в воспитании, поскольку он является стадией первоначального становления личности. В этот период в общении детей со сверстниками порой возникают сложные взаимоотношения, которые значительно влияют на развитие. Знание аспектов отношений между детьми в группах детского сада и тех проблем, которые у них в этом взаимодействии возникают, способно оказать помощь специалистам и родителям в организации воспитательной деятельности с детьми.

Замечание 1

Детские конфликты возникают довольно часто. У детей младшего возраста они могут происходить из-за игрушек, у детей средней возрастной группы из-за распределения ролей, а в более старшем возрасте из-за правил игры.

Причины детского конфликта также могут быть представлены:

  • Распределением ресурсов,
  • Проявлением дисциплины,
  • Сложностями в коммуникации,
  • Следованием ценностям,
  • Удовлетворением потребностей,
  • Недостаточной инициативностью детей в формировании контакта со сверстниками,
  • Отсутствие эмоциональных устремлений между играющими детьми,
  • Разница в умениях и возможностях.

В итоге каждый ребенок определенным образом отвечает требованиям воспитателя и сверстников, формируя тем самым соответствующее отношение к себе. Особенное значение в возникновении конфликтных ситуаций имеют межличностные отношения (умение общаться).

Ученые, дополняя причины конфликтов в игре, выделили еще несколько причин детских поводов для них:

«Детские конфликты и способы их решения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Процесс разрушения игры (ребенок ломает игровые постройки, меняет игровую обстановку или воображаемую ситуацию);
  • Ссора по поводу выбора общей темы для игр возникает в качестве спора из-за того, в какую именно игру дети будут играть;
  • Ролевой конфликт в виде разногласия между детьми (спор, кто выполняет самую привлекательную, или, напротив, малопривлекательную роль в игре);
  • Ссоры из-за игрушек (обладание предметами и атрибутами для игры) и др.;
  • Конфликты в отношении сюжета игры (спор, каким образом будет происходить игра, какие игровые ситуации и персонажи будут в ней, какие действия они будут осуществлять);
  • Разногласия в отношении правильности игровых действий (спор о правильных или неправильных действиях того или иного ребенка в игре).

Типы детских конфликтов

В педагогике и психологии принято рассматривать 2 типа детских конфликтов. Они могут иметь внешнюю и внутреннюю природу.

Конфликты внешнего плана могут возникать в области деловых отношений детей. За ее пределы они чаще всего не выходят и не способны захватить более глубокие пласты отношений. По этой причине такие столкновения обладают преходящим, ситуативным характером и, как правило, разрешаются самими детьми благодаря самостоятельному установлению норм справедливости.

Этот тип конфликтных столкновений иногда бывает полезен, поскольку предоставляет детям право на ответственность, творческий подход к решению сложной проблемы. Внешние конфликты представляют собой регулятор справедливых и полноценных отношений в детском возрасте.

Конфликты внутреннего характера возникают у детей в условиях ведущей игровой деятельности. Чаще всего эти конфликты скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних конфликтов, поскольку вызваны противоречиями, которые относятся не к организационной части деятельности, а к самой деятельности ребенка, противоречиям между требованиями сверстников и объективными возможностями (противоречия в мотивах игры детей). Данные противоречия невозможно преодолеть без помощи взрослого человека.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

В детском возрасте очень много конфликтных ситуаций. Во многих из них часто сложно разобраться даже взрослому человеку. Как правило, детские ссоры разрешаются сами собой. По этой причине к ним необходимо относиться как к обыденным жизненным явлениям. Небольшие разногласия расцениваются психологами в качестве первых жизненных уроков взаимодействия с людьми одного круга (равными), с реальностью. Это стадия обучения методом проб и ошибок, без которой дети не всегда могут обойтись.

Воспитателям, учителям и родителям без особой необходимости не всегда стоит вступать в ссоры детей. Здесь важно, чтобы ребята учились сами находить выход из спорных ситуаций, прекращая конфликтные столкновения. Основная задача взрослого человека заключается в обучении детей основным правилам жизни среди других людей.

Родители и воспитатели должны научить ребенка выражать желание, выслушивать желания других людей, договариваться. При этом ребенок должен выступать в качестве равноправного участника процесса, а не просто проявлять слепое подчинение требованиям взрослых или более сильных партнеров. Он учится определять эффективные варианты разрешения конфликта.

Разрешение конфликта представляет собой минимизацию проблем, которые разделяют стороны. Оно происходит с помощью поиска компромисса и достижения согласия. Для решения ситуации часто нужно устранить полностью или частично причины, которые ее породили, изменить цели участников или достичь соглашения по спорным вопросам.

В процессе разрешения детских конфликтов воспитатель или учитель обеспечивает нахождение «общего языка». Он представляет собой результат достижения понимания. При взятии на себя роли посредника, взрослому человеку важно учесть характерные особенности детского конфликта. Такой конфликт легче предупредить, чем разрешать.

Наиболее перспективным считается предупреждение конфликта на этапе его зарождения. Здесь признаки представлены мелкими стычками между детьми, нарушением дисциплины или правил игры, обзыванием, приставанием, отчуждением ребенка от группы. Взрослому нужно обращать внимание на каждый такой аспект для принятия мер по предупреждению назревающего конфликта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot