Психическая депривация — это состояние психики человека, которое проявляется в ходе долговременного ограничения его возможностей в удовлетворении базовых психических потребностей.
Психическая депривация и ее особенности в семье
Психическую депривацию можно характеризовать в качестве выраженных отклонений в эмоциональном, интеллектуальном развитии, нарушения социальных контактов. Она возникает в результате длительного лишения в удовлетворении жизненно важных потребностей ребенка (например, потребности в любви, внимании, заботе). В результате действия депривации нарушается психическое развитие индивида. У него формируются агрессивные черты характера, озлобленность, что часто приводит к совершению противоправных действий.
Если рассматривать многочисленные социальные институты, то сложно выделить тот, который мог бы встать в один ряд с семьей по степени ее воздействия на личность и на большую часть процессов общественной жизни. Не учитывая семейный фактор, невозможно решить многочисленные социальные вопросы, относящиеся к воспитанию подростков и устранению таких отрицательных явлений, как рост преступности, алкоголизма и наркомании.
Все чаще ученые, которые занимаются исследованием проблем современной семьи, выделяют падение ее педагогического потенциала и престижа ценностей. Так, происходит рост количества разводов и снижение рождаемости, увеличивается преступность в области семейно-бытовых отношений, растет риск подверженности подростков неврозам из-за неблагоприятного психологического климата в семье.
Перечисленные признаки дезорганизации семьи отражают появление кризиса современной стадии ее развития и рост числа неблагополучных семейных союзов. Отмечено, что именно в такой семье ребенок чаще всего получит психические травмы, не лучшим образом сказывающиеся на их дальнейшей судьбе.
Сегодня достаточно распространенный феномен представлен семейной депривацией. Она представляет собой психическое состояние индивида, которое возникает в ходе такой жизненной ситуации, при которой субъекту не предоставлена возможность для удовлетворения некоторых основных психических потребностей.
Состояние депривации можно сравнить с состоянием фрустрации, для которого присуще явное расхождение ожиданий человека и возможностей их удовлетворения. Как правило, состояние фрустрации всегда высоконапряженное.
Делинквентность и депривация
Ребенок, который воспитывается в семье с ярко выраженной депривацией, лишается удовлетворения основных потребностей. У него чаще всего проявляется закономерное желание, чтобы им занимались. Такой ребенок пытается привлечь к себе внимание с помощью любых доступных способов, в том числе девиантных и делинквентных форм поведения.
Депривация в семье заставляет подростка поверить в то, что он сам виновен в том, что родители не любят его из того, что он был недостаточно хорошим, совершая большое число ошибок. В конце концов, он верит в то, что заслужил быть эмоционально отверженным. Постепенно подросток утрачивает самоуважение, при этом вину взрослых переносит на себя.
У такого подростка можно наблюдать нарушение идентификации собственных потребностей, включая:
- Утрату способности заявить о своих потребностях и нуждах, заботиться об их удовлетворении;
- Сложности при формировании границ своего духовного «Я»;
- Личностная зависимость;
- Потребность в подтверждении самоценности;
- Страх быть брошенным.
Для подростков, которые воспитываются в таких семьях, характерна грубость, черствость, злоба в отношении самых близких людей. Эмоциональное развитие такого индивида резко тормозится, они становятся равнодушными, опустошенными, происходит рост вялости, апатии, нежелания что-то делать, стремиться к чему-то.
Характерологические перемены личности подростка могут появиться не сразу. Их формирование происходит постепенно, на что оказывает влияние жизненный уклад семьи с выраженной депривацией.
Отклонения, связанные с психическим развитием и становлением личности существенно обусловлены общей семейной атмосферой. Она характеризуется тем, что подросток лишен одной из самых главных потребностей в эмоциональном принятии. Эксперименты в этой сфере показали, что недостаток живых улыбок у грудных детей можно объяснить тем, что их спонтанные улыбки «не вознаграждены» родительским вниманием.
Причины депривации в семье и проявление делинквентности
Причины депривации с точки зрения теории научения связаны с недостатком контакта между социально желательными реакциями подростка и подкрепляющими стимулами. В этом случае депривация проявляется лишь в таких ситуациях, в которых социальные и прочие стимулы нормальной среды первоначально предоставлялись человеку в достаточной степени. Они приобрели большое значение, а позже были внезапно отняты у него.
Если обратиться к мнению представителей когнитивного направления, то среди причин депривации в семье можно выделить неспособность матери и отца создать соответствующие условия для того, чтобы развить мышление ребенка. В случае, когда депривированным индивидам необходимо столкнуться с поиском эффективных средств для переноса старого опыта на новую ситуацию, они с этим не справляются.
Делинквентность как следствие депривации на современном этапе является недостаточно изученной. Наряду с этим все исследователи данной проблемы единодушны в том, что депривация в семьях, где формируется неблагоприятная психологическая ситуация для развития подростка, создает у него противоречивое отношение к окружающим и приводит к отклонениям в поведении.
Делинквентность включает социально неодобряемые формы поведения, которые отличаются по степени социальной опасности. Они больше зависят от возрастных и индивидуальных особенностей. Делинквентное поведение — это крайнее выражение отклоняющегося поведения. Личность подростка, для которого оно присуще, отличается нарушениями в следующих областях:
- Мотивационно-потребностная,
- Эмоциональная,
- Когнитивная.