Ценностные ориентации — это способ дифференциации объектов действительности в соответствии с их положительной или отрицательной значимостью. Направленность личности способна выражать характеристику, определяющую социальную и нравственную ценность личности.
Сущность ценностных ориентаций и периоды их формирования
Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин выделяют несколько стадий развития самой личности и ценностей, которыми она располагает. В первую очередь важен дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Эта стадия начальная, на которой начинают работать первые этические нормы. Это происходит в игровой деятельности, когда с помощью отображения действительности усваиваются различные нормы, правила и нравственные критерии (предназначены для регулирования поведения через посредника или соучастника).
Период младшего школьного возраста становится переломным. Это связано с тем, что школьники приходят в новую систему отношений и образования (осуществляется изменение отношений детей в обществе). Данный процесс учения характеризуется развитием познавательных и интеллектуальных способностей.
Для подросткового возраста (с 10-11 до 13-14 лет) присуще усиленное становление личности на основании последующего развития процесса социализации. Общение школьников на этой стадии становится избирательным, что выражено выбором важных идеалов для подражания. Этот этап во многом предопределяет содержание новых ценностных ориентаций.
К появлению чувства взрослости ведет изменение социального статуса, наступление половой зрелости и резкие изменения в физическом развитии. Данные новообразования способны вызвать переориентацию ценностных норм на взрослых, что существенно усложняет комплекс личностных характеристик.
Ценностные ориентации являются важной характерной особенностью личности. Они включают ценности:
- общества,
- социальной среды,
- сути собственного «Я».
Ценностные ориентации школьников влияют на успешность их обучения, поскольку отражают взгляд на мир конкретного человека. Они способны активировать творческий и интеллектуальный потенциал Ценность представляет собой основу жизни, определяющую аспекты поведения и объясняющую поступки людей.
Особенности формирования ценностных ориентаций школьников
Ценности представляют собой функцию человека для чего-то в мире. Лишь принятые ценности могут выполнить самую важную ценностную функцию (функцию поведения).
Ценностная ориентация выражена через направление сознания и актуальное поведение. Оно связано с важными событиями и действиями в обществе. Развитие ценностных ориентации и их влияние на успешность учебной деятельности подростков становится тяжёлым и кропотливым процессом. Он находится в основе самих ценностных ориентации, а также обстоятельствах их развития.
Формирование и функционирование ценностных ориентаций принято рассматривать в двух аспектах. Первый из них касается окружения, уровня развития культуры, внешних условий, природных факторов. Влияние этой стороны на успешность обучения связана с тем, что в подростковом возрасте сложно изменить внешнее окружение. Благодаря этому воздействие данных факторов имеет большое влияние на формирование ценностных ориентаций.
Вторая сторона связана с человеком, его ценностями, предпочтениями, желаниями, мотивами и интересами, смыслами. В этой ситуации ценностные ориентации становятся важнейшим элементом внутренней структуры человека. Она подкреплена жизненным опытом каждого человека и всей системой переживаний.
На успех обучения влияет в целом ценностно-потребностная сфера личности. Она представляет собой систему, сформированную врожденными потребностями или уже приобретенную в течение жизни. Ее организация состоит из нескольких блоков:
- Возможные ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобренным, морально-этическим нормам;
- Социально-экономические факторы;
- Индивидуальная уникальность.
Влияние ценностных ориентаций на успешность обучения в школе
Система ценностных ориентаций предопределяет во многом конструктивность образа «Я» школьника, в том числе его способность к продуктивной реализации себя в деятельности. Исследователи предполагают, что характер самовосприятия оказывает влияние на успешность учебной деятельности.
Ценностные ориентации можно исследовать по методике «Ценностные ориентации», разработанную М. Рокич. «Успешным» и «неуспешным» в учебной деятельности школьникам предлагается в этом задании по 18 терминальных и инструментальных ценностей. Каждой из них они присваивают ранговый номер.
Психосемантический метод дает возможность обнаруживать проявление имплицитной теории личности у «успешных» и «неуспешных» школьников в том виде, в котором она содержится в сознании. Она рассматривается как своего рода руководство к действию, так как образ «Я» является не механическим набором личностных качеств, а их структурой.
В качестве принципа, по которому формируется данная структура, выступает иерархия степени значимости каждого личностного качества школьника, включая их отношение. На основе корреляционного анализа можно построить структуры, которые отражают представление школьников о себе. В рамках корреляционной структуры «неуспешных» школьников наибольшая информационная нагрузка принадлежит личностным качествам «сильный», «смелый», «веселый», «внимательный», «активный».
У «успешных» школьников наибольшую нагрузку показывают следующие личностные качества: оптимизм, доброта, активность, общительность. Хорошая учеба этой группы больше связана с будущим продолжением обучения в высших учебных заведениях. Для достижения этой цели необходима активность и общительность.
Практическая роль таких исследований состоит в том, что, зная представления школьников о себе и их ценностные ориентации, можно использовать их для повышения успешности учебной деятельности.