Личность как социальный феномен
Ценностно-нормативная система личности – это совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение людей и социальных групп в обществе.
Личность является продуктом исторического развития общества и как социальный феномен она выступает носителем социальных свойств человека.
Ценностно-нормативная система личности - это структурно-функциональная модель, с помощью которой можно составить представление о внутренней социальной жизни индивида, объяснить и предсказать его поведение. Целостность структуры конкретного человека определяют факторы, среди которых образ жизни человека и социальные ситуации занимают важное место.
Личностью становятся в процессе жизнедеятельности.
В человеческом сообществе человек выделяется своими особенными индивидуальными чертами, поэтому единого определения его личности, которое удовлетворяло бы все науки, не существует. Проблема личности в социологии занимает центральное место, а отношение общество-личность – это одно из главных отношений социологии, потому что социология рассматривает человека как социальную сущность.
Становление личности – это всегда исторический анализ, который предполагает биографическое исследование всей жизни человека, его творчества и влияния на ход событий и судьбы других людей.
Понятие личности многозначно и в психологии это понятие является одним из основополагающих. По мнению С.Л. Рубинштейна, личность образует основу, которая определяет изнутри трактовку психики человека в целом.
Ананьев Б.Г. говорит о том, что личность – это не весь человек, а его психосоциальное свойство. Личность имеет исходные характеристики – это статус, роль, внутреннюю позицию, ценностные ориентации, определяемые мотивацией и особенностями сферы потребностей.
Свойства личности при взаимодействии образуют характер человека. Когда рассматривают структуру личности, то обычно включают способности, характер, мотивацию, темперамент, социальные установки.
Социально-психологический аспект рассмотрения личности определяется понятием социального потенциала человека, критерием которого является мера содействия развитию духовных сил.
Структуру личности можно охарактеризовать через её стержневые свойства. В массовом сознании определенной культуры эти свойства являются наиболее существенными.
Эти свойства личности описывает концепция факторов, под названием «большой пятерки»:
- игривость, экстраверсия;
- согласие, дружественность;
- психопатизация либо эмоциональная стабильность;
- интеллект;
- сознательность, совестливость.
Эта «большая пятерка» дает возможность говорить об общепсихологических закономерностях регуляции поведения представителей разных наций и культур. Для личности характерны структурные единицы, которые позволяют прослеживать и анализировать все виды её деятельности позволяют объяснять смену внутренних психологических побуждений. К этим структурным единицам относятся ценности, установки, нормы.
Ценностно-нормативная система личности
К единой нормативной системе личности относятся ценности и нормы, регулирующие поведение человека в обществе и поведение социальных групп. Данная система – это ориентир при выборе способа действий, она отбирает и проверяет идеалы, выстраивает цели и способы их достижения. Ценности и нормы – это часть сознания не только отдельного человека, это часть общественного сознания, часть культуры. Психологический смысл ценностей, хотя это понятие в большей степени социологическое, приобретается в результате анализа мотивов и поступков отдельной личности.
Ф. Знанецкий и У. Томас в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке», утверждали, что ценности являются природным объектом, приобретающим в действительности социальное значение, и становятся или могут стать объектом деятельности. Ценности, по мнению Ф. Знанецкого, являются основой бытия, создающей культурный мир.
Ценности и поведение нельзя противопоставлять, потому что поведение отражает ценности и само составляет ценность. Ценности – это ориентиры жизни человека, необходимые для поддержания социального порядка.
Ценности выступают как механизм социального контроля, воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании. Как правило, ценности, которые считаются желательными и их достижение положительно санкционируется, относятся к идеям, целям и объектам. Это представления человека об идеальных способах поведения и конечных идеальных целях. Если знать, каковы идеи человека, и каким идеям он служит, то можно ответить на вопрос – почему он поступает тем или иным образом.
Если ценности относятся к целям и идеям, то нормы ассоциируются в большей степени со способами достижения этих целей и отвечают на вопрос – «как надо поступать». Нормы, однако, могут рассматриваться и как ценности, например, нормы милосердия. Таким образом, человек и общество в целом, стремятся к идеям, целям, идеалам, которые представляют собой ценности.
Есть ценности общепринятые – универсальные, внутригрупповые, индивидуальные. К универсальным ценностям относится уважение, безопасность, любовь, свобода, здоровье, национальность, престиж, деньги, знание. Внутригрупповыми ценностями являются религиозные и политические, а индивидуальные – это личностные ценности.
Объединенные в систему ценности представляют собой иерархическую структуру, меняющуюся с возрастом и складывающимися жизненными обстоятельствами.
Ценности классифицируются различными способами, так, например, Г. Оллпорт выделяет теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические и экономическкие ценности.
Есть ценности конфликтующие, которые могут стать источником развития. Ряд специалистов выделяет ещё ценности актуальные, наличные, возможные.
Социальные установки
Термин установка впервые использовал Г. Спенсер, а позднее, в 1918 г, русский психолог Н.Н. Ланге. Социальные установки У. Томас и Ф. Знанецкий определили как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.
У каждой установки, как отмечал Р. Парк, есть бессознательная стадия, на которой происходит задержка одних реакций и торможение других.
Классическое определение установки дал Г. Оллпорт в 1935 г. По его мнению, установка – это состояние умственной и нервной готовности, направляющее реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, связанных с ней.
В 1940 г в отношении установок сформировалось два направления – первое направление связано с изучением устойчивости структуры аттитюда и второе – аналитическое направление.
Социальные установки, считает А. Кемпбелл – это прогнозируемый синдром реакций по отношению к ряду социальных объектов.
По мнению Катца, установка является предрасположенностью индивида к оценке опыта или его символа и может выражаться вербальным и невербальным поведением.
Установка состоит из трех компонентов – плана, программы, поведения и имеет адаптивную, защитную, экспрессивную, познавательную функции. Кроме того, установка координирует всю познавательную систему психических процессов.
В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, где отдельные установки связаны в определенную уровневую систему диспозиций:
- элементарные установки, формирование которых происходит в простых ситуациях на основе витальных потребностей;
- социальные установки, формирование которых происходит на базе оценки отдельных социальных ситуаций и объектов;
- базовые социальные установки с общей направленностью личности;
- ценностные ориентации.
Чтобы измерить установки специалисты используют шкалирование. В этом плане хорошо известны шкалы Терстоуна. Измерить установку можно и по поведению, правда, с учетом того, что поведение и установка могут расходиться по вербальному компоненту – в качестве этого компонента может выступать мнение.
Цель изменения установки – добавить знания, изменить отношение, показать, какие могут быть последствия при изменении взглядов, мнений и др. Значительно успешнее установки меняются через изменение отношений, например, что можно достичь внушением. Установки, измененные под гипнозом, принимают вид твердых убеждений.
Родители, люди, имеющие большой авторитет, средства массовой информации оказывают на формирование установки большое влияние.