Ассоциативный эксперимент — это один из эффективных способов исследования языкового сознания, включая его национально-культурную специфику. Этот метод дает возможность определить ментальные образы мира, присущие представителям соответствующего этноса.
Понятие ассоциативного эксперимента и ассоциации
Ассоциативный эксперимент представляет собой наиболее разработанную технику психолингвистического анализа семантики. Он раскрывает объективные семантические связи слов и языковые стереотипы, присущие для психики носителя языка. Этот тип эксперимента помогает впоследствии произвести обобщение «специфических черт менталитета».
Большой психологический словарь содержит определение ассоциативного эксперимента как особого метода исследования мотивации. Он рассматривается как прием, который концентрируется на выявлении ассоциаций, сформировавшихся у человека в рамках прошлого опыта.
Категория ассоциация начала исследоваться еще во времена Аристотеля и Платона. Первый мыслитель выделял три вида «сцепления» представлений:
- Сходство,
- Временная последовательность,
- Контраст.
Первую модель ассоциаций создали только в XVII веке (Декарт, Спиноза, Гоббс). Сам термин впервые предложил Дж. Локк в 1690 году.
Ассоциация в современном понимании — это связь, которая формируется при наличии определенных условий между двумя и более психическими образованиями, включая ощущения, двигательные акты, восприятие и идеи.
Действие этой связи называется актуализацией ассоциаций и состоит в том, что появление одного из членов ассоциации должно регулярно приводить к появлению другого.
Любые образы объекта действительности и любые понятия, которые зафиксировало сознание, обладают собственным ассоциативным аналогом. Образование ассоциации по существу считается процессом, в котором явление начинает приобретать значение сигнала другого явления.
Ассоциативный метод в современной психологии
Современная психология использует в своих методах ассоциации как связи, которые формируются в сознании при порождении воспринимаемым словом (стимулом, раздражителем) системы связей и отношений. Последние отражают образы предметов, явления, понятия, действия.
Павлов рассматривал психофизиологическую основу ассоциации в виде условного рефлекса. Он представляет собой временную нервную связь или универсальное физиологическое явление в мире людей и животных. Наряду с этим, оно же считается психическим. Психологи называют ассоциацией то, что образует соединения из различных действий (букв, слов, впечатлений, мыслей и др.).
Павловым было установлено в ходе экспериментов, что для ассоциаций характерно затормаживание и угасание при отсутствии соответствующей биологической или социальной основы в виде условной рефлекторной связи. В свою очередь Сеченовым были описаны психологические основы ассоциации для рефлекторной теории.
Психологическая и нейрофизиологическая природа ассоциаций интересна для лингвистов, но не включена в перечень непосредственных задач их исследований. В рамках ассоциативного эксперимента исследование многообразия ассоциаций и их связи позволило лингвистам говорить о соотношении субъективной реальности (смысла, который связан со словами в сознании человека) и «объективного конструкта» картины мира.
Особенности ассоциативного эксперимента
Авторами ассоциативного эксперимента в психологической науке стали американские психологи Х. Г. Кент и А. Дж. Розанов. Психолингвистические варианты этой методики разработали Дж. Дизе и Ч. Осгуд. В российской науке психолингвистическая методика совершенствовалась и была использована в исследованиях А. Р. Лурии и О. С. Виноградовой.
В рамках общепринятой методики ассоциативного эксперимента для испытуемых лиц должен быть предложен список стимульных слов. Перед ними стоит задача записать слова-реакции, которые первыми приходят в голову. Инструкция звучит так: отвечать первым словом, приходящим в голову. При проведении эксперимента ассоциативная реакция в виде ответа следует немедленно. Испытуемые лица не должны долго думать над ответами, поскольку при появлении отбора нельзя говорить об ассоциативном процессе в общепринятом истории психологии смысле.
Прикладная психолингвистика берет за основу несколько вариантов эксперимента:
- Свободный ассоциативный эксперимент, когда лицам не должны ставиться никакие ограничения на словесные реакции;
- Направленный ассоциативный эксперимент, когда лицо должно дать ассоциацию определенного грамматического или семантического класса (например, подбор прилагательного к существительному).
- Цепочечный эксперимент, когда испытуемый показывает реакцию на стимул путем использования нескольких ассоциаций (например, в течение нескольких секунд нужно дать различные реакции слов или словосочетаний).
На основе ассоциативных экспериментов ученые создают специальные словари «ассоциативных норм». Так, в состав известных всем исходных включен словарь Дж. Диза. В России первым словарём подобного типа был «Словарь ассоциативных норм русского языка», который редактировал А. А. Леонтьев. Сегодня наиболее полный словарь представлен «Русским ассоциативным словарем».
Информация, полученная при проведении ассоциативного эксперимента, должна изучаться с помощью ассоциативных норм (ассоциативного поля). Понятие «ассоциативное поле» в лингвистике стало использоваться благодаря Ш. Балли.
Ассоциативное поле — это совокупность ассоциатов на определенное слово-стимул. Оно обладает ядром (наиболее частотными реакциями) и периферией.
Ассоциативное поле подразделяется на индивидуальное и коллективное. Коллективное ассоциативное поле, которое выявляется в рамках свободного ассоциативного эксперимента, представляет собой ассоциативную норму.
Ассоциативное поле по максимуму приближено к отражению соответствующих мыслительных образов и структур. По этой причине вместе с лексическим, грамматическим, словообразовательным, стилистическим значением категорий формируется ассоциативное значение слова, интерпретируемое в лингвистике по-разному.