Общее понятие об архетипах по Карлу Юнгу
Согласно теории Юнга архетипы личности – это врожденные психологические факторы, первичные идеи существования личностных особенностей человека.
Еще одно определение архетипов личности – это психические прообразы, которые с одной стороны обуславливают предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, а с другой стороны проявляются в мифах и сказках, коллективных идеях, образах и теориях человечества.
Проявляясь в человеке, архетип стимулирует действие определенной модели поведения, повышает восприимчивость психики человека к определенным образам, явлениям и получаемой информации. Архетипы сами по себе имеют бессознательный характер, но могут быть представлены в сознании в виде архетипических образов, имеющих как позитивный, так и негативный характер.
Архетипы представляют собой базовые образцы поведения и реакций для человека на воздействие окружающей его реальной действительности. В каждом человеке архетипы могут быть проявлены по-разному, какие-то архетипы изначально проявлены сильнее, а некоторые слабее. Это абсолютно нормально явление, именно благодаря этому каждый человек является уникальной и неповторимой личностью, с лишь ей свойственными проявлениями поведения и эмоциональными реакциями.
Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека.
Значение архетипов в повседневной жизни человека
Понятие архетипов на современном этапе развития психологии широко известно и используется в качестве обозначения имеющихся у человека качеств или символов, которые являются больше чем любой человек, но при этом являются частью любой личности.
Сформулировал понятие архетипов швейцарский психиатр Карл Юнг в рамках своей теории об аналитической психологии и трехмерной структуры личности человека.
Разработка данной теории способствовала внедрению концепции архетипов в мышление современного человека. В первоначальной интерпретации архетип определялся как нечто пустое и лишенное формы. Форма, которую архетип получает в процессе развития личности, формируется в процессе получения человеком сознательного опыта. Эта форма является абстрактной структурой, проявляющейся в материальном мире человека.
Таким образом архетип обеспечивает связь между индивидуальной жизнью и неким более высоким уровнем.
Интеграция сознания и коллективного бессознательного
В своей теории Карл Юнг подчеркивал, что пока архетип не осознается человеком, он способен управлять его поведением и процессом жизнедеятельности. В случае если архетип не осознается человеком он превращается в неуправляемую силу, а если отрицается – то становится потерянной энергией человека.
Процесс интеграции сознания и коллективного бессознательного позволяет человеку использовать энергию архетипа в своей жизни на собственное благо, на достижение поставленных целей и организацию собственного жизненного пространства.
Одним из важнейших признаков архетипов, благодаря которому существует искусство и способность человека к самоидентификации – это о, что архетипы осознаются человеком на интуитивном уровне. Любой человек способен узнать и идентифицировать возникающий в подсознании архетип абсолютно верно и безошибочно. Красота заключается в том, что, глядя на архетип в чистом виде, каждый человек мгновенно наделяет его индивидуальным значением.
Также, как и в буддизме есть мысль о том, что все предметы и события окружающие человека являются по сути своей изначально «пустыми», так и архетипы не имеют плохого или хорошего содержания, они просто реализуются в психике и подсознании человека. И только уже проявляясь в его деятельности они получают эмоциональную содержательную окраску в соответствии с имеющимся у него опытом.
Примером этого процесса может выступать материнство, которое по сути своей просто процесс рождения человека, появления его на свет, а вот качествами и оценками данный процесс наделяется воспринимающим это событие человеком, который в свою очередь основывается на своем опыте и культурных нормах, существующих в данном обществе. И от того, какими именно качествами он их наделяет, так он этот архетип сам же и воспринимает, и реализует в своей жизни.
Таким образом можно сделать вывод о том, что одно и тоже свойство или качество личности человека является по сути своей одинаковым для всех без исключения, но различное отношение к нему со стороны каждого человека рождает разные последствия, проявления поведенческих реакций и эмоциональный отклик.
В связи с тем, что основное свое проявление архетипы находят вовне, они являются частью каждого человека, и то отношение, которое формируется у него по отношению к тому или иному архетипу, в итоге находит свою реализацию в отношении к самому себе.
Личная интеграция
Именно благодаря процессу формирования собственного отношения к определенным архетипам, наделению их уникальным содержание и соответственно формированию отношения к самому себе человек получает прекрасную возможность для личной интеграции. Благодаря осуществлению этого процессе человек сосредоточившись на восприятии выражения архетипа во внешнем мире получает уникальную возможность понять глубокую и значимую часть собственного бессознательного.
Таким образом в процессе формирования собственного отношения к тому или иному архетипу человек формирует собственную личность. Если в процессе формирования отношения человек разделяет его на плохое и хорошее, правильное и неверное, нужное и бесполезное, то частично архетип, идентифицированный им подобным образом попадает в то место, которое Юнг называл Тенью. В результате человек лишается возможности использовать энергию, содержащуюся в архетипе и не может целостно воспринимать содержание и воздействие архетипа на личность.