Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ тактик, техник, приемов, применяемых психологами в процессе психологического консультирования

Психологическое консультирование и его особенности

Определение 1

Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, выделившийся из психотерапии.

Психологическое консультирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Психологическое консультирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для решения психологических проблем используется большой перечень видов и методов психологической помощи. Наиболее популярными являются психологические консультации, которые не предполагают глубокого воздействия на личность в отличие от психотерапевтической помощи.

В ходе консультации рассматриваются ситуации межличностного общения, личные и эмоциональные проблемы клиентов.

Из всех определений консультирования выделяются его основополагающие аспекты:

  • оказание помощи в совершении выбора в сложной ситуации, а затем самостоятельных действий;
  • независимо от решаемой проблемы, способствовать развитию личности клиента;
  • акцентирование ответственности клиента в психологическом консультировании;
  • консультативный контакт, который может стать сердцевиной психологического консультирования;
  • использование широкого спектра психологических техник и методик.

В основе профессионального психологического воздействия лежат этические принципы, которые обязательны для соблюдения психологами, осуществляющими консультацию. К этим принципам относятся доброжелательное безоценочное отношение к клиентам, отсутствие критики, запрет советов, анонимность и конфиденциальность, запрет личных отношений с клиентами.

Обычная продолжительность психологического консультирования около 1 часа в неделю, клиенты в 70% случаев бывают разовыми. При более сложной проблеме на консультирование отводится несколько встреч, а при глубинной работе, клиент направляется на психотерапевтическую работу.

«Анализ тактик, техник, приемов, применяемых психологами в процессе психологического консультирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Структура психологического консультировании, предложенная Алешиной, выглядит следующим образом – подготовка, контакт с клиентом, выдвижение и проверка консультативных гипотез, коррекционное воздействие, выход из контакта, оценка результатов консультации, а при возможности контроль.

Если говорить о техниках психологического консультирования, то они представляют собой определенные приемы, используемые психологом-консультантом.

Психологи в процессе консультирования должны находиться в так называемой мета-позиции, т.е. в профессиональной личностной позиции, что позволяет одновременно участвовать в процессе и отслеживать происходящее.

Техники психологического консультирования

Для решения психологических проблем существует психологическое консультирование, а средством воздействия является специально построенная беседа.

Психолог в ходе этой беседы может использовать специальные приемы и техники.

Беседа условно делится на четыре этапа – начало беседы, включая знакомство, проверка и формулирование консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы. В процессе каждого этапа используются различные техники психологического консультирования. Среди этих техник можно назвать следующие:

  • Эмпатия – через телесные, вербальные, эмоциональные средства устанавливается позитивная психологическая связь между клиентом и психологом. В ходе этой техники снимается напряжение, и обеспечиваются доверительные отношения;
  • Техника открытого вопроса, которая дает возможность внимание клиента сосредоточить на определенном аспекте и задать нужное направление части беседы. Используется эта техника для сбора необходимой информации и начинается со слов «что», «как», «почему»;
  • Техника отражения чувств или отзеркаливания эмоций, пережитых в прошлом, переживаемых или предполагаемых в будущем. Техника используется при необходимости раскрытия чувств клиента, усиления эмпатии и взаимного доверия;
  • Техника невербального воздействия представляет собой форму самовыражения, опирающуюся не на слова, а на телодвижения, мимику, пантомимику с целью воздействия на бессознательные установки и применяется для того, чтобы уменьшить или усилить эффект сообщения;
  • Техника активного слушания, которая применяется во время всего сеанса, позволяет точнее понять психологическое состояние, мысли и чувства собеседника;
  • Рефлексивное слушание – техника стиля ведения беседы с активным речевым взаимодействием психолога и клиента или переживание какого-либо события вместе с клиентом. Используется техника для того, чтобы осуществить точный контроль над правильностью восприятия информации, полученной от клиента;
  • Техника самораскрытия или эмоциональная вовлеченность и искренность как клиента, так и консультанта, в результате чего происходит обмен личным опытом и переживаниями. Данная техника является реакцией на чувства клиента «здесь и теперь»;
  • Техника обратной связи используется тогда, когда клиент обвиняет весь мир в своих симптомах. Техника помогает обратить внимание клиента на проявления его поведения, помогает узнать, как его воспринимают другие люди и как реагируют на его поведение. Клиент должен осознать необходимость коррекции своего поведения;
  • Техника свободной ассоциации представляет собой прием, который обеспечивает откровенное высказывание мыслей, не сосредотачиваясь. Высказывать свои мысли можно от образа, сновидения или самопроизвольно. Применяют технику для выяснения пережитых ужасов, вытесненных травм, страданий. Используют её в психоанализе и гипнотерапии;
  • Техника интерпретации, которая используется с целью придания дополнительного значения внутренним переживаниям клиента, внешним условиям и событиям. Она связывает между собой разрозненные эмоциональные реакции и поступки, выстраивает причинную связь между психическими явлениями, поступками;
  • Техника поощрения помогает клиенту создать ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать, что выражает клиент, подтвердить всё высказанное им, с целью поддержать его действия, поступки и поведение.

В арсенале психолога, помимо этих техник, существует большое количество и других тактик, техник и приемов, которые применяются в процессе психологического консультирования. Все они при уместном применении имеют свою значимость.

Проблемы, решаемые в процессе консультирования

Психологическое консультирование относится к новой области психологической практики, которая выделилась из психотерапии. Профессия психолога-консультанта появилась в ответ на потребности людей, нуждающихся в психологической помощи, но не имеющих клинических нарушений. Это говорит о том, что в повседневной жизни люди испытывают трудности и не могут самостоятельно решить свою проблему, а спектр этих проблем довольно широк. Это могут быть проблемы на работе, неуверенность в личной жизни, семейные проблемы, недостаточное самоуважение и уверенность в себе, колебания в принятии решений, трудности в межличностных отношениях и др.

В психологическом консультировании есть и другая сторона – эта молодая область психологической практики строго очерченных границ ещё не имеет, поэтому в поле её зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Специалисты в этой области определили ряд проблем, с которыми чаще всего им приходится сталкиваться:

  • Проблемы развития карьерного роста. Цель помощи заключается в решении проблемы, включающей процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Вопросы, относящиеся к карьере, включают в себя исключение нерешительности, неопределенности в ходе выбора, увеличение эффективности деятельности, борьбу со стрессом и др.;
  • Проблемы адаптации к меняющимся условиям среды, смена рода деятельности и старт нового;
  • Проблемы выбора и принятие решения в сложившейся ситуации;
  • Проблемы личного характера, связанные со стрессом или с кризисом в жизни клиента;
  • Эмоциональные проблемы, вызванные негативным состоянием стресса, депрессии, тревоги и др.;
  • Проблемы межличностного характера, связанные с разрешением конфликтных ситуаций, проблемы общения с коллегами, партнерами, подчиненными.

Это условная классификация, потому что психолог-консультант действуют на стыке проблем, например, проблема карьеры своими корнями часто уходит в личностные или межличностные проблемы клиента.

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot