Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается многочисленными изменениями в его жизни: отсутствие родителей, строгий режим, качественно новые требования к поведению, новое помещение, постоянный контакт со сверстниками и пр. Все указанные изменения обрушиваются на ребенка, создавая стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, включая страхи, капризы, повышенную тревожность, ухудшение соматического состояния и пр.
Подходы к дефиниции адаптации в современной психологической науке
Адаптация представляет собой интегративный показатель состояния личности ребенка, отражающий возможности реализовать ряд определенных биосоциальных функций, включая следующие:
- адекватное восприятие социально-природной окружающей среды и собственного места в ней;
- адекватное коммуникативное взаимодействие с окружающими;
- адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Под адаптационным периодом понимают приспособление детского организма к изменившимся условиям, к новой обстановке, неизвестному пространству, новому окружению и новому коммуникативному взаимодействию.
Особенности протекания адаптационного периода во многом обусловлены индивидуальными особенностями ребенка, а также характером педагогического влияния на него со стороны родителей и воспитателей.
Признаки, характеризующие адаптационный период
В процессе привыкания к новым условиям личность задействует множество механизмов на физиологическом и социально-психологическом уровнях. Основными признаками периода привыкания ребенка к ДОУ выступают следующие:
- ребенок плачет, собираясь в дошкольное учреждение;
- ребенок тяжело расстается с родителями в детском саду;
- нарушения сна;
- снижение аппетита;
- снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
В наиболее общем виде можно выделить три типа протекания адаптационного периода:
- легкая адаптация;
- нормальная адаптация;
- затяжная адаптация.
Факторы, влияющие на характер протекания адаптационного периода
В качестве основных факторов, обуславливающих особенности и характер протекания адаптационного периода, можно назвать следующие:
- Низкий уровень социализации ребенка. Дошкольнику, который имел опыт разлуки с родителями, часто вступает в контакт со сверстниками, намного проще свыкнуться с новыми условиями, чем ребенку, которые постоянно находился под родительской опекой;
- Недооценивание важности режима адаптации. Зачастую родители вопреки всем существующим нормам и педагогическим рекомендациям оставляют ребенка сразу на весь рабочий день, что приводит к ухудшению его эмоционально-психологического состояния;
- Низкие навыки самообслуживания ребенка. Отсутствие сформированных умений реализации определенных видов деятельности может привести к возникновению трудностей в период адаптации в ДОУ, снижению самооценки и возникновению комплексов;
- Разница в режиме дня. Необходимость соблюдать режим дня, ранний подъем у детей, не приученных к этому заранее, могут стать причиной постоянного недосыпания ребенка, вызвать стресс, обусловленный постоянным недосыпанием;
- Разница в питании. Различия меню в условиях семьи и детского сада могут привести к проблемам с пищеварением;
- Отсутствие регулярного посещения садика.
Для того чтобы избежать трудностей с протеканием процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо готовить его заранее. В процессе подготовки ребенка к ДОУ огромное значение имеет педагогическая осведомленность, грамотность родителей.
Таким образом, процесс адаптации дошкольника к требованиям образовательного учреждения представляет собой актуальный период в жизни ребенка, направленный на развитие умений взаимодействия с социально-природной средой, формирования качественно новых личностных новообразований.