Общая классификация методов оценки конкурентоспособности
Все методологические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности предприятия разделяют на группы в зависимости от того, в каком виде подается информация.
Левицкая А.А. систематизирует в группы все количество существующих методов конкурентоспособности предприятия следующим образом:
- матричные методы (матрица БКГ, матрица И. Ансоффа, матрица МакКинси, матрица конкурентных стратегий М. Портера Модель ADL, матрица А. Томпсона и Р. Стриклэнда, SWOT-анализ, SPACE-анализ, STEP-анализ, STEEPV-анализ);
- графические (многоугольник конкурентоспособности, радар конкурентоспособности, метод «профилей», метод, основанный на теории жизненного цикла, карта стратегических групп, исследования кривой опыта, метод анализа на основе функций желательности, метод семантического дифференциала, метод конкурентных стратегий Ж.-Ж . Ламбена, метод построения конкурентного пространства);
- индексные (метод, основанный на анализе конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов, метод, основанный на теории эффективной конкуренции, интегральные методы, метод самооценки (европейская модель делового совершенства, английский методика матрицы усовершенствования бизнеса (ВИМ), метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции);
- аналитические (четырехсложных показатель концентрации CR4, индекс Херфиндаля Хиршмана, индекс Розенблюда, метод разниц, метод рангов, метод баллов, модель с идеальной точкой);
- комплексные (таксономический метод, метод радара, метод, основанный на учете совокупного действия детерминантов «национального ромба» и стратегического потенциала предприятия, метод бенчмаркинга).
Перейдем к более детальному рассмотрению указанных выше групп методов оценки.
Матричные методы
Матричные методы основываются на «оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий». Таким образом проводится анализ матрицы, которую строят с учетом системы координат: ось абсцисс - изменение объема продаж товара или услуги, ось ординат - относительная доля предприятия на рынке. К наиболее конкурентоспособных относятся предприятия, которые занимают большую долю на рынке.
Преимуществами этих методов есть адекватные и содержательные выводы, их можно использовать под конкретные ситуации на рынке, а также они удобны для использования широкого спектра предприятий, занятых в различных отраслях.
Недостатки: отсутствует анализ причин существования проблемы, требует маркетинговых исследований для достоверной информации, без которой использование методов не представляется возможным.
Графические методы
Графические методы дают возможность наглядно воспринимать результаты проведенной оценки, которые подают в виде рисунков, графиков. По этим методам выполняется построение матриц, которые в свою очередь делятся на зоны (квадранта), каждая из которых соответствует конкретному уровню конкурентоспособности и определяет статус предприятия. Также для сравнения качества функционирования предприятия и его конкурентов строят многоугольники конкурентоспособности с векторами, длина которых сравнивается и, как результат, определяются слабые и сильные стороны.
Но графические методы имеют свои недостатки, которые базируются на том, что жизненный цикл как один из основных критериев оценки не учитывает внешних факторе воздействия (научно-технический прогресс, экономические факторы и т.д.), а также невозможность конкретизации значения показателя конкурентоспособности.
Индексные методы
Реализация индексных методов преимущественно осуществляется в несколько этапов. При этом роль исходных данных для сравнения могут играть «отраслевые показатели, показатели предприятия-лидера рынка или ретроспективные показатели оцениваемого предприятия».
Дает возможность оценить, насколько лучше или хуже положение занимает фирма относительно конкурентов, но недостатком является зависимость от наличия достоверной информации относительно участников в сегменте рынка.
Аналитические методы
Аналитические, или их называют расчетными, методы оценки конкурентоспособности предприятия должны за основу осуществления расчетно-аналитических действий с соответствующими входными данными. Исходя из того, какой же метод применяется, могут выполняться, как и довольно простые арифметические действия, так и сложнейшие математические операции.
Преимуществом данных методов является точность, а недостатком - зависимость от наличия достоверной количественной информации о других предприятий.
Комплексные методы
Комплексные методы базируются на том, что при оценке анализируется не только текущая конкурентоспособность, но и та, которой предприятие имеет возможность приобрести в ближайшем будущем. Такая динамика, безусловно, является существенным преимуществом. Недостатком же является то, что набор средств оценки основывается на способах и приемах, которые вытекают из всей группы методов, которые также имеют свои собственные негативные характеристики, с которыми следует мириться.
Все методики оценки конкурентоспособности предприятия имеют ряд общих недостатков. Одним из них является грунтовка на сравнении предприятия с предприятиями-аналогами, то есть теми, которые ведут аналогичную деятельность, произведут похожую продукцию. Это не должно быть несомненным условием, так как развитие рыночных отношений, конкуренция порождает всестороннее разнообразия, производители стремятся производить уникальную продукцию, или такую, которая бы отличалась от «аналогов». Процесс разнообразия ставит под сомнение целесообразность применения данных методов без их совершенствования.