Предпосылки становления маркетинга организаций
На современном этапе развития гражданского общества приоритетными факторами наряду с экономическими есть факторы функционирования рынка социальных услуг. С одной стороны, рост спроса на социальные услуги, которое вызвано культурным и интеллектуальным развитием населения страны, с другой - неспособность государственного и частного секторов экономики эффективно обеспечить спрос на такие услуги и актуализировали проблему развития потенциала некоммерческих организаций.
Как показывает практика, сейчас наравне с частными и государственными предприятиями конкурируют в сфере предоставления социальных услуг, в сфере здравоохранения, науке, образовании, охране окружающей среды, культуре и др. Вместе с тем, отечественные исследователи обнаружили, что уровень сотрудничества между ними находится на достаточно высоком уровне. Такое сотрудничество происходит в виде обмена опытом, встреч и совместной деятельности.
Объективная необходимость развития конкурентных отношений в некоммерческом секторе обусловлена факторами социального, экологического и экономического характера. Главным условием в развитии конкурентных отношений в некоммерческом секторе страны выступает обеспечение решения социальных проблем населения, развитие демократической модели управления, решения экологических проблем, создания инфраструктуры для решения экономических вопросов, которые не в состоянии или неэффективно решает государство и частный сектор. Международные некоммерческие организации при этом достаточно активными актерами в отечественном некоммерческом секторе, поддерживая демократические и о социальных реформах в стране.
Развитие конкуренции в некоммерческом секторе зависит от особенностей среды функционирования организаций и собственно характера взаимоотношений между ними. Ученые трактуют это как следствие деколонизации, глобализационных процессов, изменения демографической структуры населения и действия других факторов. Именно все эти предпосылки и стали следствием становления такого направления маркетинговой деятельности, как маркетинг организаций.
Маркетинг организаций не ограничивается может базироваться только на определением целевой группы, ее стратегией и анализом среды. Одним из ключевых элементов является сам комплекс маркетинга организации.
Специфика комплекса маркетинга для организаций
- Продукт. Для организаций продуктом являются работы, услуги, программы и проекты, направленные, которые позволяют достигать целей устава.
- Цена. Под ценой в данном случае следует понимать "стоимость", которая характеризует затраты, связанные с предоставлением услуг и работ, реализацией программ и проектов.
- Каналы распределения. Каналы распределения работ, услуг, программ и проектов организаций могут быть как собственные, так и независимые.
- Продвижение продукта. Организации уделяют большое внимание вопросам продвижения своих программ и проектов, поскольку это способствует повышению осведомленности и вовлеченности общественности в деятельность организации. В сфере некоммерческих учреждений находят применение стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью и реклама.
Поскольку организации для реализации своих уставных целей активно занимаются привлечением финансовых средств из различных источников, маркетинг в этой сфере определяется как совокупность мероприятий, направленных на эффективное решение социально значимых проблем и получения внешней поддержки.
Классический комплекс маркетинга может быть применен к организациям, однако имеет свою специфику. Как главные особенности выделяются: незначительная роль ценовой политики организаций и активное применение пропаганды как инструмента продвижения.