Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ объемов производства и продаж

Определение 1

Анализ объемов производства и продаж – это часть управленческой деятельности на предприятии, которая заключается в детальном изучении показателей, характеризующих результаты процессов производства и реализации продукции, состояние предприятия на разных стадиях этих процессов.

Понятие, объект и задачи анализа объемов производства и продаж

Анализ объемов производства и продаж традиционно является начальным этапом комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данный вид анализа позволяет получить информацию, которая будет использована в качестве основы текущего и перспективного планирования функционирования предприятия.

В целом анализ представляет собой одну из функций управления предприятия наравне с планированием, организацией, учетом, контролем и т.д. Предназначение анализа заключается в информационном обеспечении процесса управления.

Основным объектом анализа объемов производства и продаж продукции являются договоры (контракты), которые заключены предприятием, с одной стороны, с поставщиками материально-технических ресурсов, а с другой стороны, с потребителями продукции. Благодаря этому предприятие получает представление о величине спроса на производимую продукцию, об издержках производства, исходя из чего определяются перспективы развития.

Кроме того, в качестве источников информации для проведения анализа объемов производства и продаж продукции используются данные бухгалтерского, статистического учета и отчетности, бизнес-планы, оперативные планы-графики и т.д.

Проведение анализа объемов производства и продаж продукции позволяет предприятию решить следующие задачи:

  • Оценить степень достижения плановых значений и динамику основных показателей производства и продаж продукции;
  • Установить степень влияния факторов внутренней и внешней среды на фактические показатели объемов производства и продаж продукции;
  • Определить имеющиеся у предприятия резервы для увеличения выпуска и продаж продукции;
  • Составить план мероприятий по использованию выявленных резервов для повышения темпов прироста выпуска продукции, улучшения ее ассортимента и качества.
«Анализ объемов производства и продаж» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Показатели анализа объемов производства и продаж

В аналитических целях объемы производства продукции получают несколько выражений. Прежде всего, используются натуральные показатели (например, тонны, метры, штуки и т.п.), которые позволяют проанализировать отдельные виды однородной продукции.

Для обобщенной характеристики объемов производства продукции применяются условно-натуральные показатели (например, показатель «условные банки» на консервных заводах). Объемы производства также могут быть определены через затраты труда. Тогда предприятием используются показатели трудоемкости продукции (это, в первую очередь, касается тех товаров и услуг, в производстве которых ведущую роль играет интеллектуальный ресурс).

Универсальными аналитическими измерителями объемов производства и продаж продукции являются стоимостные показатели. Благодаря им может быть получена обобщенная оценка и впоследствии использована в рамках сравнительного изучения.

При анализе объемов производства и продаж продукции преимущественно используются следующие виды показателей:

  • Валовая продукция – это стоимость всей произведенной предприятием продукции (т.е. изготовленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), включая незавершенное строительство;
  • Товарная продукция – это валовая продукция, уменьшенная на стоимость незавершенного строительства и внутрихозяйственного оборота;
  • Чистая продукция – это валовая продукция, уменьшенная на величину материальных затрат и амортизационных отчислений;
  • Реализованная продукция – это стоимость уже отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Содержание анализа объемов производства и продаж

Анализ объемов производства и продаж продукции предприятия можно представить в виде последовательной совокупности следующих этапов:

  • Анализ динамики валовой и товарной продукции (по стоимостным показателям, приведенным в сопоставимый вид), расчет базисных и цепных темпов роста (прироста);
  • Анализ выполнения плана по номенклатуре продукции (через сопоставление планового и фактического выпуска продукции) и по ассортименту продукции (через способы наименьшего процента, среднего процента и ассортиментных позиций);
  • Анализ конкурентоспособности и качества продукции (предполагает расчет долговечности, полезности, трудоемкости, энергоемкости продукции, потерь от брака);
  • Анализ структурных сдвигов в выпуске продукции (предполагает использование метода прямого счета по всем изделиям, метода средних цен и пр.);
  • Анализ ритмичности выпуска продукции, т.е. его равномерности в соответствии с предусмотренным планом-графиком (предполагает расчет коэффициентов ритмичности и вариации, оплаты простоев, штрафов за нарушение сроков отгрузки, доплат за сверхурочные работы);
  • Факторный анализ продаж (предполагает выявление факторов, повлиявших на объемы продаж, и определение степени их влияния в стоимостном виде).

По итогам проведения каждого из перечисленных этапов анализа готовиться соответствующий отчет. Представленные в нем результаты расчетов и сформулированные на их основе выводы и рекомендации используются руководством для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на корректировку деятельности предприятия, на закрытие или, наоборот, открытие для него некоторых направлений и рынков, на совершенствование процессов производства и реализации продукции.

Дата написания статьи: 07.08.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot