Анализ объемов производства и продаж – это часть управленческой деятельности на предприятии, которая заключается в детальном изучении показателей, характеризующих результаты процессов производства и реализации продукции, состояние предприятия на разных стадиях этих процессов.
Понятие, объект и задачи анализа объемов производства и продаж
Анализ объемов производства и продаж традиционно является начальным этапом комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данный вид анализа позволяет получить информацию, которая будет использована в качестве основы текущего и перспективного планирования функционирования предприятия.
В целом анализ представляет собой одну из функций управления предприятия наравне с планированием, организацией, учетом, контролем и т.д. Предназначение анализа заключается в информационном обеспечении процесса управления.
Основным объектом анализа объемов производства и продаж продукции являются договоры (контракты), которые заключены предприятием, с одной стороны, с поставщиками материально-технических ресурсов, а с другой стороны, с потребителями продукции. Благодаря этому предприятие получает представление о величине спроса на производимую продукцию, об издержках производства, исходя из чего определяются перспективы развития.
Кроме того, в качестве источников информации для проведения анализа объемов производства и продаж продукции используются данные бухгалтерского, статистического учета и отчетности, бизнес-планы, оперативные планы-графики и т.д.
Проведение анализа объемов производства и продаж продукции позволяет предприятию решить следующие задачи:
- Оценить степень достижения плановых значений и динамику основных показателей производства и продаж продукции;
- Установить степень влияния факторов внутренней и внешней среды на фактические показатели объемов производства и продаж продукции;
- Определить имеющиеся у предприятия резервы для увеличения выпуска и продаж продукции;
- Составить план мероприятий по использованию выявленных резервов для повышения темпов прироста выпуска продукции, улучшения ее ассортимента и качества.
Показатели анализа объемов производства и продаж
В аналитических целях объемы производства продукции получают несколько выражений. Прежде всего, используются натуральные показатели (например, тонны, метры, штуки и т.п.), которые позволяют проанализировать отдельные виды однородной продукции.
Для обобщенной характеристики объемов производства продукции применяются условно-натуральные показатели (например, показатель «условные банки» на консервных заводах). Объемы производства также могут быть определены через затраты труда. Тогда предприятием используются показатели трудоемкости продукции (это, в первую очередь, касается тех товаров и услуг, в производстве которых ведущую роль играет интеллектуальный ресурс).
Универсальными аналитическими измерителями объемов производства и продаж продукции являются стоимостные показатели. Благодаря им может быть получена обобщенная оценка и впоследствии использована в рамках сравнительного изучения.
При анализе объемов производства и продаж продукции преимущественно используются следующие виды показателей:
- Валовая продукция – это стоимость всей произведенной предприятием продукции (т.е. изготовленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), включая незавершенное строительство;
- Товарная продукция – это валовая продукция, уменьшенная на стоимость незавершенного строительства и внутрихозяйственного оборота;
- Чистая продукция – это валовая продукция, уменьшенная на величину материальных затрат и амортизационных отчислений;
- Реализованная продукция – это стоимость уже отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Содержание анализа объемов производства и продаж
Анализ объемов производства и продаж продукции предприятия можно представить в виде последовательной совокупности следующих этапов:
- Анализ динамики валовой и товарной продукции (по стоимостным показателям, приведенным в сопоставимый вид), расчет базисных и цепных темпов роста (прироста);
- Анализ выполнения плана по номенклатуре продукции (через сопоставление планового и фактического выпуска продукции) и по ассортименту продукции (через способы наименьшего процента, среднего процента и ассортиментных позиций);
- Анализ конкурентоспособности и качества продукции (предполагает расчет долговечности, полезности, трудоемкости, энергоемкости продукции, потерь от брака);
- Анализ структурных сдвигов в выпуске продукции (предполагает использование метода прямого счета по всем изделиям, метода средних цен и пр.);
- Анализ ритмичности выпуска продукции, т.е. его равномерности в соответствии с предусмотренным планом-графиком (предполагает расчет коэффициентов ритмичности и вариации, оплаты простоев, штрафов за нарушение сроков отгрузки, доплат за сверхурочные работы);
- Факторный анализ продаж (предполагает выявление факторов, повлиявших на объемы продаж, и определение степени их влияния в стоимостном виде).
По итогам проведения каждого из перечисленных этапов анализа готовиться соответствующий отчет. Представленные в нем результаты расчетов и сформулированные на их основе выводы и рекомендации используются руководством для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на корректировку деятельности предприятия, на закрытие или, наоборот, открытие для него некоторых направлений и рынков, на совершенствование процессов производства и реализации продукции.