Права потребителей в торговом обслуживании
Права потребителей в торговом обслуживании – это составная часть прав человека, прописанных в Конституции и гарантированных государством.
Согласно Закону о защите прав потребителей существуют права потребителя:
- на свободный выбор товаров и услуг;
- на получение достоверной и полной информации о товарах, их изготовителях и продавцах;
- на безопасность товаров для здоровья и жизни потребителя;
- на общественную и государственную защиту потребителей и соответствующее просвещение;
- на приобретение товаров надлежащего качества.
Характеристика принципов защиты интересов потребителей
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сформулированы основные принципы защиты интересов потребителей.
Право потребителя на безопасность товара. Подразумевает право на то, чтобы товар был безопасен для здоровья и жизни человека, окружающей среды, не нес вреда имуществу потребителя при его непосредственном хранении, использовании, транспортировке и утилизации. Требования, обеспечивающие безопасность товара, устанавливаются нормативно-правовыми актами и являются обязательными.
Безопасность товара должна быть обеспечена изготовителем на протяжении срока годности или установленного срока службы товара. Если срок службы товара не был установлен, то изготовитель должен обеспечить безопасность товара в течение 10 лет со дня его передачи.
Право на достоверную и полную информацию о продавце (изготовителе) и товарах. Потребитель имеет право на получение полной и достоверной информации о продавце (изготовителе), реализуемых им товарах и режиме работы. Потребитель имеет право получить информацию о товаре, не связанную с его качеством. Соответствующие организации обязаны предоставить всю затребованную потребителем информацию о товаре.
Изготовитель, или продавец обязан довести до потребителя юридический адрес своей организации, ее фирменное название, режим работы, данные о государственной регистрации, наименование зарегистрировавшего органа, при необходимости – номер лицензии, информацию о выдавшем лицензию органе, сроке ее действия. Эта информация размещается продавцом на вывеске.
Право на просвещение в сфере защиты прав потребителей. Данное право обеспечивается с помощью включения отдельных требований в профессиональные и общеобразовательные программы, в государственные образовательные стандарты, путем организации системы информированности потребителей о способах защиты своих прав как потребителей. Данный принцип реализуется благодаря изданию соответствующей печатной продукции, проведению семинаров, консультаций муниципальными и государственными органами, общественными организациями потребителей.
Право на общественную и государственную защиту прав. Каждый потребитель имеет право обратиться за защитой собственных потребительских прав в органы местного самоуправления (отделы по защите прав потребителей) при их нарушении со стороны недобросовестного изготовителя (продавца).
Каждый потребитель имеет право получить товар надлежащего качества, то есть продукцию, которая полностью бы соответствовала по своим качествам установленным нормативно-правовыми актами требованиям. Качество товара должно соответствовать договору (публичному или договору присоединения).
Основные договора, определяющие критерий качества товара:
- Публичный договор. Заключается между коммерческой организацией и организацией, которая осуществляет обязанности по реализации товаров каждому, кто обратился за такой услугой (розничная торговля). Для всех потребителей должны быть установлены одинаковые цены на товары, другие условия договора. Не допускается отказ от заключения договора при наличии возможности предоставить товар.
- Договор присоединения. Его условия определены в стандартных формах или формулярах одной из сторон и могут быть приняты иной стороной через присоединение к договору в целом. К договорам присоединения относятся все договоры о продаже гражданам-потребителям товаров. Они не допускают возможности выработки и обсуждения согласованных условий. Сторона, присоединившаяся к договору, имеет право потребовать изменения или расторжения договора, если он не противоречит нормативно-правовым актам.
Потребитель имеет право свободно выбирать товары, без косвенного или прямого принуждения. Запрещено обусловливать продажу одних товаров приобретением других. При нарушении этой нормы причиненные потребителю убытки возмещаются в полном объеме соответствующим предприятием.
Информация о товарах
В Законе определена важность предоставления полной и достоверной информации о товаре, его продавце (изготовителе). Это относится к гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Ответственность сотрудников организаций регулируется административным, трудовым и уголовным законодательством.
Информация о товарах обязательно должна содержать:
- обозначения стандартов;
- сведения о главных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания - сведения о составе, объеме и весе, о калорийности, содержании в продуктах вредных для здоровья веществ с требованиями стандартов, противопоказания при отдельных патологиях;
- условия приобретения товаров и их цену;
- условия и правила безопасного и эффективного использования товаров;
- срок годности или срок службы товаров;
- фирменное наименование, место нахождения изготовителя (организации), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие от потребителей претензий;
- местонахождение производящей техническое обслуживание и ремонт товара организации;
- информацию о правилах реализации товаров;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров.
Федеральный закон предусматривает ответственность за невозможность получения всей информации при заключении договора. Потребитель имеет право требовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения договора, в случае заключения договора – возможность быстро его расторгнуть и потребовать возмещения убытков.