Понятие правосудия
Для осуществления правосудия в Российской Федерации действует судебная система. Ожегов С.И. в словаре определил правосудие как деятельность судебных и правовых органов. В правовой науке правосудие определяется как деятельность государства по рассмотрению и разрешению судебными органами дел в пределах их компетенции.
Представляется актуальным следующее определение правосудия – это деятельность суда в области рассмотрения дел, которая производится в строгой процессуальной форме.
Конституция РФ в статье 118 закрепляет, что правосудие осуществляется такими видами судопроизводств как:
- конституционное;
- гражданское;
- уголовное;
- административное.
Законодательно установлен порядок и процессуальные формы осуществления каждого вида судопроизводств.
Гражданский кодекс РФ в статье 1070 установил, что вред, который нанесен при отправлении правосудия, возмещается в том случае, если вина судьи будет определена по приговору суда, который вступил в законную силу.
Законодатель относит к незаконным действиям:
- незаконное осуждение и привлечение к ответственности;
- незаконное наложение административных взысканий и другие (данный список является открытым).
Специальный статус судей
В настоящее время открытым и проблемным вопросом является возможность привлечения судей к административной ответственности.
Связано это в первую очередь с тем, что Федеральный закон «О статусе судей» наделяет суд специфическим статусом.
Статья 122 Конституции Российской Федерации закрепила принцип неприкосновенности судей, вобравший в себя норму о том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральном законом. Особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности закреплен в ст. 16 Закона о статусе судей.
Неприкосновенность судей распространяется на всех судей без исключения. Это является гарантией независимости судьи. Однако, как было отмечено ранее, закон не освобождает судью от ответственности вовсе. Так, в случае если имеются достаточные основания и при соблюдении всех необходимых мероприятий квалификационная коллегия судей имеет право применить к правонарушителю дисциплинарное взыскание (досрочное прекращение полномочий).
Необходимо отметить, что возможность привлечения судьи к ответственности содержится в Конституции РФ. Однако в Высшем законе упомянута только уголовная ответственность, но об административной ответственности не говорится ничего.
Закон о статусе судей установил определенный порядок привлечения к административной ответственности. Так обязательно решение трех судей вышестоящего суда. Неприкосновенность судьи не должна являться его личной привилегией, а должна быть призвана для обеспечения общественных интересов и интересов правосудия.
Представляется актуальным изменить порядок привлечения судей к административной ответственности. Он должен стать существенно проще, и в то же время отвечать всем требованиям нормативно-правовых актов.
Обязательно необходимо разграничение видов правонарушений. Необходимо составление четкого перечня составов административных правонарушений, которые могут иметь место при отправлении правосудия. И отделения видов правонарушений, которые судья может совершить в качестве гражданина.
Таким образом, неприкосновенность судьи должна распространяться на правонарушения, которые совершены при отправлении правосудия, а к правонарушениям, не относящимся к деятельности судьи, нет. И судья в данном случае должен быть привлечен к административной ответственности в общем порядке, который установлен Законодателем.