Виды законов
Закон - это нормативный правовой акт, который формируется и утверждается законодательным органом нашей страны.
С помощью закона можно контролировать отношения, складывающиеся в социуме, решать проблемы, возникающие в обществе и в государстве в целом. К тому же, именно закон дает возможность использовать различные меры государственного принуждения.
Самым важным законом для граждан нашей страны считается именно Конституция Российской Федерации. В нем описаны все права граждан, а также их основные обязанности. Одного этого документа недостаточно для контроля и регулирования отношений во всех сферах жизни, поэтому представители власти регулярно выносят на рассмотрение новые законы. Их введение всегда аргументировано.
Законы имеют разную степень значимости для общества и государства в целом. Именно поэтому законы России можно разделить на: федеральные, конституционные и законы субъектов нашей страны.
Стоит отметить, что конституционные законы утверждаются обычно по наиболее значимым для нашей страны вопросам.
К конституционным относятся, в частности, законы:
- о военном положении;
- о чрезвычайном положении;
- о присоединении к России какого-то нового субъекта;
- о деформации положения субъекта нашей страны;
- о гербе, гимне и флаге нашей страны;
- о судебной системе;
- о различных судах нашей страны (Конституционный, Арбитражный и т.д.).
Все федеральные законы утверждаются согласно Конституции. Именно федеральные законы составляют действующее законодательство и регулируют все важнейшие сферы отношений, существующих в обществе (экономические, научные, духовные, политические и др.).
Особенностью законов субъектов нашей страны является то, что они ни в коем случае не должны противоречить законодательству Федерации. К тому же, действуют эти законы только лишь на территории того субъекта Российской Федерации, на которой они были введены. Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения между органами власти и гражданами на республиканском уровне, считаются конституции республик. А регулирование отношений на уровне краев и областей осуществляется с помощью различных уставов, которые, можно сказать, заменяют региональные конституции.
Можно выделить виды законов по времени их действия: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы, которые утверждаются только в каких-то конкретных опасных для общества и государства ситуациях. Опасные ситуации могут быть вызваны различными причинами (природными, социальными). К тому же, возникают они только на какой-то определенный промежуток времени.
Виды законов по их содержанию:
- Общие законы, применяемые абсолютно ко всем гражданам страны.
- Специальные законы, которые утверждаются для каких-то определенных социальных групп или классов.
Виды законов по предмету правового регулирования: административные, гражданские, уголовные и др.
Если рассматривать классификацию законов по субъектам правотворческой деятельности, то можно выделить законы, которые были приняты:
- с помощью референдума;
- определенным законодательным органом.
Вообще, законы занимают важное место во всей совокупности существующих правовых актов.
Их лидирующее положение определяется следующими особенностями:
- Все законы принимаются с помощью народа (референдум) или же высшими законодательными органами нашей страны. А утверждение законов, их корректировка или отмена обычно происходит строго в процессуальном порядке.
- Законы имеют высшую юридическую силу. Все утверждающиеся и уже имеющиеся нормативные акты не должны противоречить друг другу. К тому же, они должны издаваться в соответствии с законом нашей страны, ни в коем случае не противореча ему. Никто не может корректировать, дополнять или отменять закон, кроме того органа, который сформировал этот закон.
Законы регулируют самые важные, фундаментальные отношения в обществе и государстве в целом.
Итак, закон - это такой правовой акт, который утверждается в строго определенном порядке. Закон всегда направлен на регулирование важнейших общественных отношений.
Соотношение законов
Вообще, существует довольно много различных формулировок, которые помогают установить связь между законом и каким-то другим нормативным актом. Очень часто в нормативных правовых актах применяется утверждение, даже некое правило - на основании и для исполнения закона. Данное утверждение показывает, что существует некое соотношение между законом и каким-то определенным нормативным актом. Получается, что все издаваемые нормативные акты всегда подчинены закону. К тому же, подзаконные акты обязательны для опубликования.
Абсолютно все правовые акты, которые были сформированы и утверждены на основании и во исполнение закона, несомненно, являются подзаконными актами. Стоит отметить, что эта формула всегда применяется в различных решениях Правительства нашей страны.
Существует еще одна формула, по которой создаются различные подзаконные акты: без противоречий закону. Данное правило используется в процессе формирования и утверждения законов, а это значит, что все издаваемые нормативные акты подчинены закону. Получается, что принимаемые нормативные акты не должны противоречить закону, потому что они должны быть подчинены ему.
Итак, тот нормативный акт, который не должен противоречить закону, имеет более низкую юридическую силу, меньшее влияние на людей, чем сам закон. Отсюда следует вывод, что все нормативные акты, не противоречащие действующему закону, относятся к группе подзаконных актов.
Конституция Российской Федерации не устанавливает перечня тех направлений, вопросов, контролирование и эффективное регулирование которых может осуществляться только законом. Более того, в ряде статей Конституции нашей страны отмечается необходимость законодательного регулирования каких-то определенных общественных отношений.