Если давать краткое определение закону, то это набор обязательных правил и норм. Основной его задачей является регламентация отношений между отдельными представителями общества и их взаимодействия с государственной властью.
Закон как основа государственной власти
В понимании граждан правильный закон создается с учетом норм морали и нравственности для конкретного общества и на конкретный период времени. Это позволяет объяснить, почему НПА разных стран часто бывают противоположными.
В России законодательная была создана согласно внутригосударственным механизмам защиты прав и свобод человека, а также с учетом норм международного права.
Формальная трактовка закона не является последовательной, ведь она постоянно эволюционирует в волюнтаристскую, что максимально четко продемонстрировано в советской юридической науке, которая рассматривала закон преимущественно в качестве выражения «воли (произвола) господствующего класса», а также в виде «воли (произвола) народа» и в качестве «государственной воли общества». Фактически они все сведены к воле лиц, которые реализуют на практике функции законотворчества.
Значимой чертой формальной теории закона выступает его апологетика. Закон может быть рассмотрен в виде практически единственной форма права. При этом все положительное право будет сведено к законодательству, а сам закон будет признан в качестве высшей и совершенной формы права, орудия прогресса, что обладает воспитательным значение.
Закон, как высшая форма права характеризуется:
- Безусловной принудительностью (исключения составляют только случаи фактической невозможности принуждения и технические несовершенства его организации).
- Точностью и определенностью требований.
- Ясностью.
- Высшей степенью целесообразности
- Высшей степенью прогрессивности
Данная форма права не имеет возможности быстро менять собственное содержание в соответствии с изменениями в требованиях общества и жизни. При этом закон должен оказывать на граждан благотворное воздействие, играть воспитательную роль и выступать в качестве одного из орудий прогресса в качестве приспособления общества к внешним условиям жизни»
Существование правового государства без законов невозможно. Они способны обеспечивать нормальную жизнь гражданам и стране в целом. К примеру, Конституцией определяются следующие моменты:
- Особенности государственного устройства.
- Особенности устройства исполнительных и законодательных органов власти.
- Структура местного самоуправления.
- Свободы и права человека.
Некоторые законы утверждаются законодательной властью. В России это Федеральное Собрание, куда входят Совет Федераций и Государственная дума. Еще одним вариантом принятия законов является референдум.
Признаки закона
Существует несколько ключевых признаков закона, в их числе:
- Регулирование наиболее важных аспектов в общественных отношениях.
- Принятие только законодательной властью или за счет проведения референдума.
- Высокая степень юридической значимости.
- Расчет на многократную реализацию.
- Принятие в особом нормативном порядке.
- Стабильность норм.
Любое демократическое государство - это политическая организация власти, которая базируется на принципах разделения властей, а также на соблюдении человеческих и гражданских прав, верховенстве права в любой жизненной сфере.
Чем выше будет степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем больше окажется его потребность в законах. Верховенство закона в любой сфере общественной жизни олицетворяет собой невозможность произвольного усмотрения в процессе управления делами общества и государства.
Классификация законов
Нормативно-правовые акты Российской Федерации обладают разной юридической силой. Первостепенная значимость – у Конституции. Она является основным законом любого государства, обладает наивысшей юридической силой, выступая при этом базой для разработки иных нормативно-правовых норм. Ни один НПА не может противоречить Конституции.
Также существуют следующие типы законов:
- Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.
- Федеральные конституционные законы, которые направлены на урегулирование вопросов, прописанных в Конституции.
- Федеральные законы, которые регулируют общественные отношения по иным вопросам.
Федеральные конституционные законы обладают преимуществом перед традиционными Федеральными законами. Их принимают органы законодательной власти при условии, что они будут одобрены:
- Членами Совета Федераций в количестве не менее 3/4 от общего числа участников.
- Представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.
Значительная доля законов представляет собой акты, которые устанавливают статус самых значимых государственных институтов и органов. Президент не может отклонить такие НПА.
Федеральные законы
Любой Федеральный закон должен быть принят большинством голосов депутатов Государственной думы, а также половиной всех голосов членов Совета Федераций. При условии, что законопроект отклоняется членами Совета Федерации, при повторном его рассмотрении потребуется 2/3 голосов депутатов от общего состава. Президент РФ имеет право на то, чтобы наложить вето на нормативные акты этого уровня.
В государстве с парламентской системой сформирована законодательная система, которая состоит из НПА парламента. Чем выше будет уровень развития, цивилизованности и гуманности общества, тем больше у такой страны потребность в законах. В результате появляются повышенные требования к содержанию закона.
В общем виде содержание закона должно быть правовым. То есть, оно должно соответствовать неотъемлемым и неотчуждаемым естественным правам человека в государстве. В основном, такие права прослеживаются в авторитетных международно-правовых документах ООН, составляющих юридическую базу правовой защиты каждого человека по отдельности и всего общества в целом.
Верховенство закона в обществе - это невозможность произвольного усмотрения в процессе управления делами общества и государства.