Понятие и общая характеристика технологии блокчейна
В числе одной из наиболее актуальных тенденций развития современного бизнеса и экономической сферы выступает изучение и внедрение технологии блокчейна, что неизбежно накладывает отпечаток на сферу юрисдикционной и нормативно-правовой деятельности, а также привлекает внимание научного сообщества.
В частности, все чаще проводятся разного рода научные конференции, тематика которых посвящена вопросам блокчейна, криптовалют, их правовому регулированию, и оценке того влияния, которое оказывается со стороны оказываемых явлений и процессов на юристов и юридические услуги в современном мире.
Проводя непосредственную характеристику технологии блокчейна, представляется целесообразным остановиться на том определении, которое предлагается для нее в настоящее время исследователями:
Блокчейн – технология обращения криптовалют (биткоина), выраженная в устойчивой к разного рода искажениям последовательности записей реестра, доступной сети с множеством участников.
В свою очередь, под криптовалютами понимаются криптографически защищенные единицы обмена (средства обмена), не имеющие определенного эмитента, а также какого-либо юридического соглашения сторон (договора), как основания для выпуска.
При этом возможны и иные вариации определений обозначенных (и некоторых иных смежных) категорий, однако отметим, что их правильное понимание необходимо в том числе для того, чтобы предотвратить случаи неверного толкования государственными органами, и соответствующее излишнее усложнение правового регулирования в соответствующей сфере.
Государственная юрисдикция и блокчейн
Отметим, что в настоящее время ни в одной национальной юрисдикции не признаются криптовалюты, как объект обращения блокчейн-реестров, в качестве законного платежного средства наравне с деньгами.
При этом анализ отдельных фрагментарных источников правового регулирования в обозначенной сфере, принятых в различных странах позволяет сделать вывод о том, что небольшое числе государство ограничилось признанием законности использования эмитируемых посредством блокчейн-технологии криптовалют для конкретных целей правового регулирования: налогообложения, законодательства о легализации преступных доходов, обращения в финансовой сфере, и т.д. (например Япония).
Однако большинства стран либо ограничилось опубликованием предупреждения об использовании криптовалют (Франция, Финляндия, Китай, ЮАР, и т.д.), либо, вовсе, сочли преждевременным установление каких-либо юридических основ регулирования блокчейна и криптовалют (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация).
Конкретизируя обозначенные выше направления регулятивного воздействия, и соответствующие им юрисдикционные начала, отметим, что для целей регулирования биткоина государствами избирается один из следующих правовых подходов:
- Косвенное регулирование наряду с уже существующими финансовыми инструментами, посредством применения уже действующих нормативно-правовых актов и внесения в их содержание некоторых изменений или дополнений;
- Прямое регулирование криптовалют и блокчейн-технологий, включая упорядочение вопросов юрисдикционного разрешения споров в соответствующей сфере, путем принятия новых нормативно-правовых актов специального характера;
- Упорядочение вопросов использования биткоина исключительно как единицы стоимости (в частности совершаемых с криптовалютами обменных операций), при игнорировании проблем регулятивного воздействия на саму технологию блокчейна и связанные с ней вопросы;
- Игнорирование законодателем рассматриваемых вопросов, выраженное в отсутствии официального трактовки криптовалют и блокчейна, а также в непринятии каких-либо специальных нормативных актов, для целей наблюдения за функционированием обозначенных категорий, выработки возможных способов и средств правовой регламентации, и т.д.
В качестве основного довода в пользу не включения криптовалют в систему традиционных средств обмена, высказанного, в частности, Банком Нидерландов, выступает то, что биткоин не отвечает трем классическим функциям денег – не служит средством платежа, расчетной единицей, а также не обладает постоянной стоимостью. Аналогичные положения были высказаны ранее в заключении Европейского Центрального Банка в 2015 году.
Концепция Всемирной блокчейн-юрисдикции
В начале 2018 года группой исследователей из разных стран была предложена концепция создания Всемирной блокчейн-юрисдикции, основная идея которой заключается в создании мировой надгосударственной блокчейн-сети, функционирование которой регулировалось бы международной конвенцией, заключенной между государствами-майнерами криптовалют.
Основным тезисом рассматриваемой концепции выступает идея о том, что посредством внедрения технологии распределенного реестра может быть сформирована автономная юрисдикция, которая не была бы привязана ни к одной из национальных юрисдикций суверенных государств. Реализация данной идеи представляется возможной путем подписания международной конвенции о Всемирной блокчейн-юрисдикции, а присоединившиеся к ней государства признавали бы соответствующую юрисдикцию и получали необходимые права на осуществление майнинга, получая доход.
При этом присоединение к названной Конвенции обеспечивало бы единые позиции национальных государств, единообразную трактовку природы блокчейн-технологии и криптовалют, а также всех сопутствующих процессов и явлений, одновременно интегрируя соответствующее законодательство каждого государства. Это позволило бы устранить существующую неоднородность в понимании и определении блокчейна и криптовалют, и обеспечило возможность будущего поступательного и единообразного развития в соответствующей юрисдикционной сфере.