Понятие и общая характеристика юридической юрисдикции
Одним из наиболее сложных и многоаспектных понятий правовой доктрины, несмотря на свою многовековую историю существования и внимание научного сообщества, выступает термин юридическая юрисдикция. При этом следует обратить внимание на то, что в большинстве исследований опускается указание на юридический характер юрисдикции и юрисдикционной деятельности компетентных органов государственной власти. Чтобы его обнаружить, следует обратиться к происхождению рассматриваемого термина, а именно, к его латинским корням.
Так, «юрисдикция» фактически сложилась из сочетания двух латинских слов «jus» (право) и «dico» (говорить), и буквально переводится как говорение права. При этом в результате длительного развития и распространения рассматриваемый термин стал преимущественно ассоциироваться с осуществлением правосудия и разрешения юридических споров посредством реализации уполномоченными органами государственных власти прав и обязанностей, возложенных на них в силу предписаний действующего законодательства.
Иными словами, правовая (или юридическая) юрисдикция в современном понимании представляет собой деятельность, направленную на разрешение спорных ситуаций путем применения к ней действующих правовых норм.
При этом обозначенное применение юридических положений производится для целей разъяснения права непосредственным участникам сложившегося противоречия, проведения компетентным органом оценки их действия и принятых решений, непосредственное разрешение спора и принятие итогового акта, в соответствии с которым производится осуществление государственного принуждения по отношению к виновной стороне.
Субъекты осуществления юридико-юрисдикционной деятельности
Исходя из обозначенного выше традиционного понимания юрисдикции можно сделать обоснованный вывод о том, что юрисдикционная деятельность во многом совпадает с понятием правосудия. В этой связи, ключевым субъектом рассматриваемой категории выступают различные элементы национальной судебной системы.
Так, например, основными субъектами юрисдикционной деятельности в Российской Федерации выступают суды общей юрисдикции:
- мировые судьи,
- районные (городские) суды,
- суды субъектов Российской Федерации,
- арбитражные суды (субъекта, апелляционные суды, суды округа),
- Верховный суд, как высшее звено судебной системы РФ.
При этом следует обратить внимании на то, что в специальной литературе обоснованно обращается внимание на происходящие изменения содержания и направленности действующего законодательства, в результате которых формируется множество, так называемых, квазисудебных органов, также осуществляющих фактически юрисдикционную деятельность в силу прямого указания закона. При том, что на самом высоком законодательном уровне установлен приоритет судебного разбирательства, как наиболее совершенного, эффективного и обеспечивающего интересы граждан способа юрисдикционной защиты прав и законных интересов человека и гражданина.
В наибольшей степени обозначенная тенденция проявляется при анализе содержания положений действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – компетенцией по рассмотрению и разрешению дел о совершении соответствующих общественно-вредных деяний наделен целый комплекс органов исполнительной власти.
Важной особенностью в этой части выступает то, что соответствующие органы, при этом, осуществляют юрисдикционные полномочия не вместо, а наряду с традиционно присущей им оперативно-розыскной деятельностью.
Говоря о соотношении оперативно-розыскной (исполнительной) и юрисдикционной деятельности, осуществляемой одними и теми же органами государственной власти, следует обратить внимание на то, что для последней в большей степени характерна направленность на разрешение конфликта с использованием правовых норм при строгом соблюдении процессуального порядка разрешения спора и вынесения обязательного для сторон решения, реализация которого обеспечивается силой государственного принуждения. В свою очередь исполнительная деятельность рассматриваемых субъектов, в большей степени связывается с осуществлением актов наделения правами и обязанностями иных лиц.
Иными словами, исходя из приведенных положений юридической доктрины с опорой на нормы действующего законодательства представляется необходимым сделать вывод о том, что юрисдикционными органами выступают исключительно органы государственной власти, к которым, в частности, относятся суды общей юрисдикции, арбитражные суды, органы административной юрисдикции, и т.д., объединяемые общностью их деятельности, направленной на рассмотрение спорного дела по существу и принятие обязательного для сторон решения.
Признаки юридической юрисдикции
Продолжая характеристику юридической юрисдикции представляется необходимым остановиться на сущностных признаках рассматриваемой категории, в числе которых, в настоящее время, принято выделять:
- Наличие юридического конфликта, выраженного в нарушении или оспаривании права определенного субъекта, либо в совершении правонарушения, поскольку юрисдикционной будет признаваться только та деятельность, которая направлена на рассмотрение спора по существу;
- Наличие органа государственной власти, специально уполномоченного на разрешение сложившейся спорной ситуации;
- Осуществление юрисдикционной деятельности в строго установленной законом процессуальной формы, предполагающей неукоснительное соблюдение установленного в законе порядка возбуждение дела, его рассмотрения и вынесения итогового решения;
- Издание и обеспечение силой государственного принуждения итогового юрисдикционного акта, посредством которого корректируется поведение сторон спорного правоотношения, обеспечивается защита наиболее важных общественных отношений, и т. д.