Общая характеристика трудовой юрисдикции
Сфера профессионального труда деятельности выступает одним из ключевых направлений человеческой деятельности, поскольку позволяет не только удовлетворять базовые материальные потребности, но и обеспечивает возможность профессиональной самореализации, личностного роста, социального взаимодействия, и т.д.
При этом гарантируемое Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на судебную защиту предполагает также возможность защиты собственных трудовых прав в юрисдикционных органах государственной власти. Причем соответствующая деятельность реализуется как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных и конституционных судах, которые действуя в сфере собственной компетенции по отправлению правосудия, обеспечивают реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Тем не менее, проводя характеристику трудовой юрисдикции, в первую очередь, следует говорить о деятельности судов общей юрисдикции, поскольку рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в судебном порядке, относится именно к их компетенции.
Важное значение применительно к трудовой юрисдикции принадлежит институтам подведомственности и подсудности трудовых споров, которые играют роль механизма, обеспечивающего распределение задач по разрешению трудовых споров между различными компетентными органами.
Так, прежде всего, отметим, что для определения подведомственности трудовых споров нужно учитывать следующие факторы:
- Вид спора: индивидуальный или коллективный. Так, применительно к рассмотрению и разрешению трудовых споров в юрисдикционном порядке следует устанавливать характер индивидуального трудового спора (в частности: споры о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, и т.д.) и правоотношение, из которого вытекает соответствующий спор;
- Категория спора, в зависимости от его предмета – поскольку некоторые категории трудовых споров относятся к исключительной подведомственности судебных органов и не могут быть рассмотрены иными юрисдикционными органами;
- Желание стороны спорного правоотношения, так как по отдельным категориям спорных трудовых правоотношений
Значение правильного определения подведомственности конкретного трудового спора исключительно велико, и заключается в том, что решение спора неправомочным на то органом не будет иметь юридического значения, и, соответственно, не может быть исполнено в принудительном порядке.
Органы трудовой юрисдикции
Ввиду обозначенной важности юрисдикционной защиты прав и законных интересов граждан в настоящее время в Российской Федерации сформирована обширная система юрисдикционных органов, рассматривающих соответствующие категории дел. При этом в зависимости от обозначенного фактора, то есть исходя из подведомственности трудовых споров тем или иным юрисдикцонным органам, в специальной литературе предлагается следующая классификация видов споров:
- Трудовые споры, рассматриваемые в общем порядке: после возникновения спорной ситуации она передается на рассмотрение в комиссию по трудовым спорам (обязательная первичная стадия), после прохождения которой, сохранившееся противоречие может быть урегулировано судом общей юрисдикции;
- Трудовые споры, отнесенные к исключительной компетенции судов общей юрисдикции;
- Трудовые споры с участием отдельных категорий работников, могут рассматриваться вышестоящим органом, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством;
- Трудовые споры, для которых законом устанавливается альтернативная подведомственность по выбору истца – в вышестоящий орган или непосредственно в суд (например, для споров с участием государственных служащих);
- Коллективные трудовые споры, подведомственность которых установлена в действующем законодательстве по единой конструкции, в рамках их передачи на рассмотрение в примирительные комиссии, посредникам и трудовым арбитражам.
Трудовая юрисдикция в зарубежных странах
Проводя характеристику трудовой юрисдикции, следует обратить внимание на то, что в настоящее время во многих зарубежных государствах сформирована и успешно функционирует, так называемая, специализированная трудовая юрисдикция (трудовые суды или специальные административные органы), элементы которой наделены функциями по рассмотрению и разрешению отдельных категорий трудовых споров.
При этом анализ соответствующей практики позволяет сделать вывод о том, что выделение таких специальных органов вполне оправдано:
Так, например, в Великобритании для целей урегулирования возникающих в сфере трудовой деятельности разногласий, сформированы специальные трибуналы по трудовых спорам, вынесенные за рамки существующей системы судебных органов, и отнесенные к числу органов административной юстиции. Это позволяет на государственном уровне обеспечивать оперативную и эффективную защиту нарушенных трудовых прав граждан.
Предметом разбирательства в трудовых юрисдикционных органах в зарубежных странах выступают трудовые конфликты, причем как коллективные, так и индивидуальные, но при количественном преобладании последних.
Отличительной чертой юрисдикционной деятельности рассматриваемых органов выступает упрощенный по сравнению с классическими судами порядок рассмотрения дел, и, соответственно, сокращение судебных расходов, удешевление судопроизводства, и оперативность разбирательства. Обозначенные факторы в своей совокупности обеспечивают исключительную привлекательность и доступность трудового судопроизводства для всех граждан, вовлеченных в трудовых правоотношения с работодателями.
Кроме того, положительным фактором функционирования специальных органов трудовой юрисдикции в зарубежных странах выступает то, что разбирательство на всех стадия сопровождается попытками примирения сторон, поскольку само по себе мирное решение конфликта в сфере труда, является ключевой целью трудовой юстиции в целом.