Общая характеристика структуры юрисдикции
Юрисдикция представляет собой одну из наиболее древних и обширных категорий юриспруденции, отражающих характеристику самых разнообразных явлений и процессов. При этом в наиболее общем виде принято говорить о юрисдикции, как о совокупности правотворческих и правоприменительных полномочий органов государственной власти, направленных на установление общеобязательных правил поведения, а также их реализацию и обеспечение режима законности в обществе.
При этом говоря о структуре юрисдикции, как правило, подразумевается проведение характеристики структуры механизма государства, элементы которой, в свою очередь, непосредственно задействованы в процессах реализации юрисдикционных начал. Так, определение соответствующего механизма в общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Механизм государства – это целостная совокупность органов государственной власти и различных учреждений, осуществляющих практическую деятельность в сфере отправления властных полномочий, а также реализации функций и задач государства.
Для целей проведения характеристике структуры юрисдикции, заключенной в обозначенной структуре механизма государства, представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике отличительных признаков рассматриваемого механизма:
- Целостность – механизм государства, в элементах которого отражается национальная юрисдикция, представляет собой целостную структуру, поскольку на территории одного государства не могут одновременно существовать несколько юрисдикционных систем – государственных аппаратов;
- Иерархичность – государственно-властные органы, составляющие структуру юрисдикции, строятся на началах координации и подчинения, и представляют собой в этой связи сложную соподчиненную властную структуру;
- Особый профессиональный состав – ввиду высокой степени значимости как правотворческой, так и правоприменительной составляющих государственной юрисдикции, составляющие ее государственные органы и учреждения, формируются из специально подготовленных людей, обладающих профильным образованием;
- Специальные цели деятельности, выраженные, в наиболее общем виде, в отправлении законодательной, исполнительной и судебной власти, как ключевых направлений юрисдикционной деятельности.
Соотношение понятий механизм государства и государственный аппарат
В начале представленной характеристики структуры юрисдикции было отмечено, что она в наибольшей степени совпадает со структурой механизма государства, в которой находят свое отражение государственно-властные органы, наделенные полномочиями по практической реализации правотворческих и правоприменительных начал юрисдикционной деятельности.
Однако, следует обратить внимание, что схожую характеристику нередко приводят применительно к категории «государственный аппарат». В связи с чем, представляется целесообразным проанализировать выделяемые в специальной литературе подходы к соотношению категорий «механизм государства» и «государственный аппарат»:
- Представители первого подхода утверждают, что обозначенные понятия полностью совпадают по объему и используются в этой связи как синонимы. При этом использование термина «механизм» лишь подчеркивает целостность государственного аппарата, и его нацеленность на обеспечение результативной деятельности в соответствующей сфере;
- В рамках второго подхода, напротив, обосновывается необходимость отграничения обозначенных категорий. Так, под государственным аппаратом предлагается понимать систему органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, и наделенных, в этой связи, необходимыми властно-юрисдикционными полномочиями. В свою очередь, в структуру механизма государства наряду с собственно государственным аппаратом включаются разнообразные государственные учреждения и организации, правоохранительные органы, и т.д.;
- Сторонники третьего подхода предлагают разграничивать обозначенные категории не по содержательному признаку, а по свойству статики и динамики. Так, аппарат государства позволяет сделать вывод о системе государственных юрисдикционных органов в статике, в свою очередь, механизм государства демонстрирует непосредственные начала отправления государственно-властных полномочий, и, в этой связи, отражает те же органы, но в динамике.
Особенности структуры юрисдикции в различных странах
Говоря об особенностях структуры юрисдикции в различных странах (причем как применительно к характеристике структуры юрисдикции зарубежных современных государств, так и государств, существовавших в прошлом), представляется целесообразным обратить внимание на то, что соответствующая структура одновременно зависит от множества факторов:
- Организации государственной власти в стране, в том числе в зависимости от признака политического режима: так, например, для тоталитарных государств юрисдикционные органы выстраиваются без учета положений теории разделения властей;
- Политико-территориального устройства: для федеративных и унитарных государств характерны различные модели организации органов государственной власти, и, соответственно, различные модели структуры юрисдикции;
- Деления органов и должностных лиц, осуществляющих властные полномочия.
Так, например, говоря о непосредственной структуре юрисдикционных органов в различных странах можно отметить, что в одних государствах юрисдикционный аппарат представлен собственно судьями, и обеспечивающими их деятельность техническими служащими, в других – так называемыми следственными судьями, выполняющими наряду с функциями по рассмотрению и разрешению правовых споров, также функции уголовного преследования, и т. д.