Понятие и общая характеристика международной уголовной юрисдикции
Одной из особенностей правовых отношений в современном мире выступает их широкая распространенность за пределами территории одного государства, что, с одной стороны, предопределяет необходимость всестороннего развития международных начал нормативно-правового регулирования, а с другой – актуализирует деятельность по противодействию транснациональным формам противоправного и преступного поведения.
В этой связи, представляется необходимым подробно остановиться на изучении понятия и проведении общей характеристики международной уголовной юрисдикции. Определение рассматриваемого института международного права, в наиболее общем виде, может быть сформулировано следующим образом:
Международная уголовная юрисдикция – это система властных полномочий государств и иных субъектов международного права по установлению и применению уголовно-правовых предписаний в отношении лиц, совершающих общественно-опасные деяния.
При этом следует отметить, что по общему правилу, уголовная юрисдикция осуществляется государствами в пределах государственных границ. Однако в исключительных случаях актуализируется обращение к международной уголовной юрисдикции, согласно которой государство приобретает право:
- пресекать и расследовать уголовно-наказуемые деяния совершенные за пределами территории страны, но посягающие на его суверенитет и территориальную целостность,
- привлекать виновных лиц к предусмотренным мерам уголовного воздействия.
Кроме того, вовлечение суверенных государств в сферу международной уголовной юрисдикции может иметь место тогда, когда механизм карательного воздействия задействуется применительно к привлечению к уголовной ответственности граждан соответствующей страны, в связи с совершением ими уголовно-наказуемых деяний на территории иностранных государств.
При этом следует обратить внимание на то, что обозначенные начала расширения национальной уголовной юрисдикции в сферу межгосударственного взаимодействия в большей степени характерно для стран континентальной (романо-германской) правовой системы. В то время как страны общего права (англо-саксонской правовой системы), как правило, поступают подобным образом только в исключительных случаях, оставляя расследование транснациональных преступлений специальным надгосударственным органам уголовной юрисдикции.
Еще одной особенностью международной уголовной юрисдикции, на которой представляется необходимым заострить особое внимание в процессе проведения ее характеристики, выступает то, что в настоящее время в доктрине международного права выделяется узкая категория преступлений (например, геноцид, военные преступления против мира и человечества, и др.), в случае совершения которых суверенные государства вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на основе принципа универсальности, предусматривающего право всех государств осуществлять судебное преследование виновных лиц, независимо от гражданства обвиняемых или места совершения преступления.
Конфликт уголовных юрисдикций
Любое взаимодействие суверенных государств повышает потенциальную возможность наступления ситуации, при которой двум и более государствам будет принадлежать юрисдикция в отношении рассмотрения конкретной спорной ситуации. При этом сфера международной уголовной юрисдикции в обозначенном отношении не является исключением.
Анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, что подобные конфликты (коллизии), как правило, разрешаются посредством достижения соглашения об осуществлении предварительного расследования и привлечении виновного к уголовной ответственности тем государством, на территории которого соответствующее лицо было задержано и помещено под арест.
Аналогичным образом решается вопрос об инициировании уголовно-процессуальной деятельности в связи с совершением преступления в пределах территориального моря конкретного прибрежного государства – именно оно уполномочивается на задержание и арест судна, на котором скрываются лица, подозреваемые в совершении уголовно-наказуемого деяния.
Кроме того, в числе механизмов преодоления конфликтов уголовной юрисдикции может быть названо заключение двусторонних договоров между суверенными государствами, согласно положениям которых предусматривается экстрадиция лиц подозреваемых в совершении преступных деяний. В таких случаях имеет место, так называемая, выдача преступников – то есть передача лиц, подозреваемых в совершении преступления для расследования или уголовного преследования государству отличному от места задержания подозреваемого.
Международный уголовной суд как основой субъект международной уголовной юрисдикции
Как было отмечено выше, в настоящее время в сферу международной уголовной юрисдикции вовлечены не только суверенные государства, но и надгосударственные органы, важнейшим из которых выступает Международный уголовный суд:
Международный уголовный суд – первый и основной постояннодействующий надгосударственный орган уголовной юстиции, уполномоченный на преследование лиц, виновных в совершении военных преступлений, геноцида, а также иных преступлений против человечества.
Особенностью юрисдикционной деятельности рассматриваемого органа, наряду с ограниченным перечнем общественно-опасных деяний, в отношении совершения которых может инициироваться соответствующая юрисдикционная деятельность, выступает особый характер территориальной и персональной юрисдикции.
Так, Международный уголовный суд уполномочен рассматриваться только преступления, совершенные на территории государства-участника Римского статуса, которым был учрежден рассматриваемый орган, либо совершенным гражданином страны-участница названного Статута. Во всех иных случаях, то есть при отсутствии признака территориальной или персональной юрисдикции Международного уголовного суда, он не может осуществлять уголовное преследование.