История хозяйственной юрисдикции в России
История становления и развития хозяйственной юрисдикции, то есть деятельности государственно-властных органов в сфере рассмотрения и урегулирования разногласий в сфере экономической деятельности (хозяйствования), в нашей стране насчитывает многовековую историю.
Так, первые упоминания о существовании особых органов, призванных рассматривать споры с участием представителей торгового сословия в России датируются серединой XII века. Первые собственно коммерческий суды, составляющие определенную систему, начали образовываться в XIX – так в 1808 г. губернатором Новороссии был образован коммерческий суд, рассматривающий торговые споры.
При этом следует обратить внимание на то, что обозначенные органы вместе с нормативно-правовыми актами, упорядочивающими их деятельность (Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства), действовали вплоть до событий 1917 года.
Тем не менее, на заре становления системы Коммерческих судов они не были достаточно распространены, в связи с чем, положениями ст. 28 Устава гражданского судопроизводства, принятого в 1864 года, предусматривалось правило о рассмотрение споров, относящихся к торговой подсудности общими гражданскими судами, в тех местностях, на которых не распространялось ведомство коммерческих судов.
Говоря о составе Коммерческих судов, можно отметить, что в отличие от аналогичных органов в западных странах (например, во Франции), в России рассматриваемые органы формировались не только из представителей купечества, а на смешанных началах. При этом подсудность коммерческих судов толковалась достаточно ограничительно – под иском из торгового оборота понимались только те иски, которые вытекали из торговых сделок, при том, что торговцем выступал как ответчик, так и истец.
Иными словами, сделки купли-продажи, только одной из сторон которых выступал субъект хозяйственной деятельности, не признавались в качестве торговых и не относились к подсудности коммерческих судов.
С приходом Советской власти сформированная система коммерческих судов была упразднена, а в период новой экономической политики (в 20-е гг. XX века) были образованы арбитражные комиссии, рассматривающие споры между государственными предприятиями и учреждениями. Однако впоследствии, в связи с окончательным переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений, арбитражные комиссии вместе со многими иными институтами рыночной хозяйственно-юрисдикционной деятельности были упразднены, и сформированы вновь только в начале 90-х гг. XX века, в виде системы Арбитражный судов Российской Федерации.
Понятие и общая характеристика арбитражных судов в РФ
В силу непосредственного указания действующей Конституции РФ, арбитражное судопроизводство выступает одной из форм осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного процесса, а сами арбитражные суды признаются в качестве элементов системы органов гражданской юрисдикции.
Анализ специальных источников и положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение арбитражных судов может быть сформулировано следующим образом: [Определение] Арбитражные суды Российской Федерации – особая категория судебных органов, уполномоченных осуществлять судебную власть посредством разрешения экономических споров и иных категорий дел, отнесенных к их ведению. [/Определение]
Процедурные основы деятельности элементов системы Арбитражных судов устанавливаются положениями основного кодифицированного источника правового регулирования в соответствующей сфере – Арбитражного процессуального кодекса РФ. Исходя из содержания названного акта, с учетом установленного порядка определения подведомственности и подсудности соответствующих категорий дел, можно сделать обоснованный вывод о том, что Арбитражный суды РФ, как органы хозяйственной юрисдикции, занимают особое место в системе гражданских судов, поскольку осуществляют правосудия в сфере общественных осложнений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности гражданами и юридическими лицами.
Задачи и основные направления деятельности Арбитражных судов как органов хозяйственной юрисдикции
Основные задачи судопроизводства в сфере разрешения споров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, конкретизированы в норме ст. 2 АПК РФ. Анализ названной нормы позволяет сделать вывод о том, что в числе соответствующих задач арбитражного процесса выступают:
- Обеспечение защиты нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, включая юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и физические лица (индивидуальных предпринимателей), а равно иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- Содействие иным элементам государственного механизма в укреплении законности, а также превентивном воздействии, направленном на предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Обозначенные задачи конкретизируются и непосредственно достигаются посредством последовательного осуществления судьями системы Арбитражных судов возложенных на них прав и обязанностей по рассмотрению и разрешению экономических споров. При этом одной из особенностей в рассматриваемой сфере выступает то, что осуществления соответствующих задач арбитражным судам каждого уровня присущи собственные полномочия (рассмотрение по первой инстанции, в порядке апелляции, кассации).
Высшим звеном системы арбитражных судов Российской Федерации, как органов хозяйственной юрисдикции, в настоящее время, после судебной реформы 2014 года, в результате которой был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ, выступает Экономическая коллегия Верховного суда РФ,