Понятие и общая характеристика государственной юрисдикции
На самом высоком международном уровне правового регулирования гарантируется право каждого государства на использование и реализацию прав, соответствующих полному суверенитету, а также устанавливается обязанность всех государств уважать суверенные права всех иных стран, в том числе, посредством воздержания от любого рода вмешательства в их осуществление.
Так, например, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно обращала внимание стран-участников мирового сообщества на необходимость отмены законов, экстерриториальный характер действия которых противоречит суверенитету зарубежных стран.
При этом следует обратить внимание на то, что проводя характеристику суверенных государственных прав, важная роль принадлежит понятию государственной юрисдикции, как проявлению суверенитета, характеризующего государственную власть во всей полноте ее объема и широте сферы действия.
В наиболее общем виде, определение рассматриваемой категории в специальной литературе формулируется следующим образом:
Государственная юрисдикция – нормативно установленная совокупность прав и обязанностей соответствующих органов государственной власти по:
- рассмотрению и разрешению правовых споров,
- осуществлению правоприменительных действий,
- решению вопросов о привлечении к юридической ответственности,
- реализации законодательных, судебных и исполнительных аспектов общей правовой компетенции государства, и т. д.
Важнейшим признаком государственной юрисдикции выступает ее территориальный характер, поскольку ее предмет находится в непосредственной взаимосвязи с пространственным местонахождением территории ее реализации, а также разумности интересов той юрисдикции, к осуществлению которой стремится государство.
Обозначенный признак ярче всего проявляется при характеристике уголовной государственной юрисдикции, в рамках которой общепризнанным является принцип принадлежности юрисдикции правоохранительным и судебным органам того государства, на территории которого совершено соответствующее общественно опасное деяние.
Говоря о субъектах конечной реализации начал государственной юрисдикции следует отметить, что соответствующие начала в строгом соответствии с порядком и условиями, предусматриваемыми действующим национальным законодательством, отправляются разного рода органами государственной власти, местного самоуправления, а в отдельных случаях – также элементами гражданского общества (общественными объединениями, политическими партиями, ассоциациями, и т.д.). В свою очередь, попытки принятия юрисдикционных решений субъектами, на которых в силу прямого указания закона не возложены такие обязанности, автоматически признаются недействительными и не порождают каких-либо правовых последствий.
Соотношение государственной юрисдикции и территориального верховенства
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие государственной юрисдикции находится в тесной взаимосвязи с категорией «территориальное верховенство», и в большинстве случаев они обуславливаются друг друга. Иными словами, государственная юрисдикция распространяется на пространства, в пределах которых действует принцип территориального верховенства соответствующего государства, и наоборот. Однако особенности международного гражданского оборота и политического взаимодействия обусловили постепенное формирование исключений из обозначенного правила.
Так, в действующем международном морском праве установлено правило, в соответствии с которым прибрежное государство в ряде случаев вправе осуществлять отдельные юрисдикционные полномочия в зоне открытого моря (прилежащей к территориальному морю), на которую, при этом, не распространяется принцип территориального верховенства соответствующей страны.
Тем не менее, следует также обратить внимание на то, что несмотря на обозначенную взаимосвязь государственной юрисдикции и территориального верховенства, последнее понятие является более широким по своему содержанию, так как охватывает многие аспекты деятельности государства, не связанные с установлением и реализацией юридических норм.
Принципы государственной юрисдикции
Продолжая характеристику государственной юрисдикции, представляется необходимым обратить внимание на то, что сфера государственно-властных начал, охватываемая рассматриваемой категорией, реализуется в строгом соответствии с рядом принципов, основным из которых, как отчасти было отмечено выше, выступает территориальный принцип:
Территориальный принцип государственной юрисдикции – полная юрисдикция государства может быть осуществлена им исключительно в пределах собственной территории и в сфере действия соответствующего государственного суверенитета.
Однако, как известно, определенные аспекты государственно-властного воздействия реализуются и за пределами государственной территории, в частности, в отношении граждан соответствующей страны, находящихся в международных пространствах. Для обеспечения последовательности в реализации данного принципа в действующем международном праве установлена норма о том, что все морские, воздушные и космические корабли, пребывающие в международных пространствах, признаются частью территории государства их флага.
Следующим принципом государственного суверенитета выступает персональный принцип (или принцип экстерриториальной юрисдикции), содержание которого состоит в том, что в некоторых случаях государство осуществляет властнее полномочия в отношении своих граждан, и в случаях пребывания последних на территории иностранного государства. При этом в некоторых случаях, обозначенное правило действует и в отношении лиц без гражданства, либо постоянно проживающих на территории государства иностранных граждан.