Проблема соотношения права и закона возникла, можно сказать, вместе с зарождением права и по сей день остается центральной в правовой науке.
Говоря о взаимосвязи закона и права, под законом следует понимать не закон в строгом смысле, как акт верховной власти и источник высшей юридической силы, а все источники юридических норм: законы, постановления, указы и т.д.
Существует множество концепций, связанных с соотношением права и закона, но следует выделить два основных подхода:
- право является творением государственной власти и в данном случае правом считаются все официальные источники норм права, независимо от их содержания;
- закон, даже тот, который был принят надлежащим субъектом и с соблюдением надлежащих процедур, может не иметь правового содержания, быть неправовым, выражая политический произвол.
Сторонником первого подхода в нашей стране был теоретик права Г.Ф. Шершеневич. Он считал, что именно государственная власть является источником всех правовых норм.
Другой ученый, профессор Нерсесянц, исследуя данную проблему, считает, что правом можно считать исключительно правовой закон.
Разрешить эту проблему можно, рассматривая, с одной стороны, взаимодействие общества, права и государства, а с другой – из общефилософских закономерностей взаимосвязи содержания и формы.
Считается, что государство и право являются самостоятельными продуктами общественного развития, и не государство порождает право.
Также независимы от государства и процессы правообразования. Они формируются и фиксируются в недрах общества. А дальше государство решает, возвести эти притязания в закон или оформить в официальных источниках как необходимые правила поведения. В результате получается, что право складывается в результате совместной деятельности общества и государства. Информационная сторона права создается под воздействием социальных процессов, происходящих в обществе, а уже государство придает праву определенную форму.
Говоря о соотношении права и закона, выделим следующие пункты:
-
Право и закон имеют отличия. Закон – это форма выражения права вовне, а право – это единство этой формы и содержания.
-
Право не может быть до и вне закона. Форма является способом жизни права, способом его существования.
-
Закон может быть неправовым, то есть иметь пустую, бессодержательную форму.
Если мы будем считать, что право является результатом творения государственной власти, то в этом случае можно сказать, что право и закон являются тождественными понятиями. И сторонники этого подхода придерживаются мнения, что с точки зрения науки разделение понятий права и закона недопустимо. Право и государство существуют во взаимодействии, и если бы право не опиралось на авторитет и силу государства, оно не смогло бы ничего регулировать. Итак, право опирается на силу государства, а государство нуждается в праве для регулирования поведения граждан.
Различные школы давали различные понятия права. Если рассматривать теорию естественного права, психологическую и социологическую школы, закон и право являются разными понятиями.
Другие сторонники считают, что понятие право гораздо шире, чем понятие закон.
Тождественными эти два понятия смогут быть только в случае, если закон будет правовым и будет отвечать интересам общества, отражающим существующую реальность.
И здесь возникает вполне логичный вопрос: каков критерий правовых законов? И какие законы можно считать совпадающими с правом, а какие – нет? Для ответа на этот вопрос многие исследователи и ученые прибегают к таким моральным категориям, как добро, зло, справедливость, гуманность. Право определяет эти моральные категории как «нормативно закрепленную справедливость».
Но эти моральные категории не могут рассматриваться в качестве критерия для разграничения правовых и неправовых законов. В обществе, где множество разноречивых интересов, невозможно дать однозначную характеристику закону как правовому или неправовому. К примеру, в обществе существует множество противоречивых мнений, вызванных законом о приватизации или законом о налогах.
Итак, достаточно трудно найти четкие критерии определения правового закона. Но в демократическом государстве существует специальный механизм признания закона правовым либо неправовым. Это механизм носит название «конституционный контроль». Его суть заключается в обязанности конституции воплощать в данной стране конкретные представления о свободе и справедливости. Следовательно, конституция является правовым законом. А все остальные законы могут быть проверены на соответствие конституции и, следовательно, праву. Закон, не соответствующий конституции, признается неправовым и отменяется.
Можно еще одним способом оценить правовую природу закона. Если большинство людей устраивает содержание закона, то имеется больше оснований считать этот закон правовым. Это достигается путем опроса общественного мнения либо референдума.
Оценивая правовую природу закона, нужно учитывать некоторые обстоятельства:
- при подготовке закона к принятию его правовая или неправовая природа только предполагаться. А выявлена она может быть только после реализации закона в результате отношения к нему граждан;
- на разных этапах развития общества один и тот же закон может являться и правовым, и неправовым;
- оценка закона во многом зависит от правовой культуры общества. Если уровень культуры общества повышается, то изменяются и критерии, которые отделяют правовой закон от неправового.
Итак, соотношение права и закона является весьма сложным и неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений.