Роль Пруссии в объединении Германии
Второй этап объединения Германии – это объединение в 1871 году вокруг королевства Пруссия нескольких независимых государств с проживающим там немецким населением, и создание таким образом Германской империи.
Германский союз под правлением Австрии со своей задачей консолидации государств не справлялся и не решал проблемы их таможенного и экономического единства. Эту задачу начала выполнять Пруссия, предпринимающая энергичные меры, ориентированные на сближение нарождающейся национальной буржуазии. При этом со стороны Австрии постоянно шло серьезное противодействие этому процессу.
В политически раздробленном государстве в 1861 году принимается Общегерманское торговое уложение. Уложение закрепило роль Пруссии в создании цельного правового и экономического пространства в Германии, тем самым подорвав сепаратистские местные настроения.
С начала 60-х гг. ХIХ века Пруссия принимает активное участие в объединении Германии. Пруссия тратила огромные средства на армию, что делало ее значительным конкурентом в Германском союзе для Австрии.
Привлечению на сторону Пруссии способствовали:
- высокий уровень развития промышленности;
- начальное образование;
- воинская повинность.
Активизация Пруссии особенно усилилась после назначения канцлером Отто фон Бисмарка. В 1864 году Германия развязывает войну с Данией с аннексированием Голштейна и Шлезвига. В 1866 году начинаются военные столкновения с Австрией. После прусско-австрийской войны были присоединены территории Нассау, Ганновер, Франкфурт и другие земли и был устранен с политической арены сильный соперник в виде Австрии.
Пруссия осталась единственным государством, которое могло претендовать на роль основного государства Германского союза.
С 1866 года вместо Германского союза образовался Северо-Германский союз, который был оформлен 21 августа соответствующим договором. В Северо-Германский союз вошли некоторые западные и все северные государства с общей численностью населения в 30 млн. человек. Австрия и еще четыре южногерманских государства (Вюртемберг, Бавария, Гессен и Баден) оказалась за пределами данного союза. Княжества Лихтенштейн и Люксембург приобрели статус суверенных государств.
Северо-Германский союз основывался на конституционном праве, являлся союзным государством – федерацией. Союз получил конституционное устройство 16 апреля 1867 года. Управление Северо-Германским союзом осуществлялось прусским королем, назначавшим главу исполнительной власти – канцлера Союза. К органам государственного управления также относилось двухпалатное законодательное собрание.
На пути объединения Германии стояла Франция, и в 1870 году Пруссия спровоцировала с ней войну. Успехи в военных действиях против Франции значительно укрепило позиции Пруссии. От Франции были аннексированы промышленно развитые Лотарингию и Эльзас. Все это значительно ускорило объединение Германии.
К концу 1870 года все немецкие государства были подчинены Пруссии. 1 января 1871 года Пруссия провозгласила Вторую империю, а 18 января в Версале прусский король Вильгельм принял корону кайзера - Германского императора. В марте 1871 года избрали общегерманский Рейхстаг, а 16 апреля была принята Конституция Германской империи.
Северо-Германский союз (1867-1870 гг.)
Население присоединенных земель в своем подавляющем большинстве аннексию Пруссией своих государств восприняли лояльно. Удельные монархи, лишенные владений, получили значительные доходы в виде компенсации (если не начинали борьбу за реставрацию). Пруссия надавила на мелких монархов северной Германии, сохранивших свою независимость, в результате чего был создан военно-политический Северо-Германский союз.
Берлинская конференция, прошедшая на рубеже XIX-XX века, утвердила гегемонию Пруссии в Северо-Германском союзе.
Главой Северо-Германского союза, верховным главнокомандующим стал прусский король. Король имел право от имени всех вести переговоры, объявлять войну и заключать мир.
Союзные органы ведали:
- монетным делом;
- транспортными коммуникациями;
- отдельными налогами;
- уголовными делами.
Рейхстаг (союзный парламент) избирался прямым голосованием и имел ограниченные полномочия. Значительное влияние на государственные дела оказывал бундесрат, который состоял из представителей разных государств.
Союзная конституция была опубликована 1 июля 1867 года. Осенью того же года начал функционировать рейхстаг. За все время своего существования рейхстаг проделал значительную работу, направленную на укрепление политического единства Северо-Германского союза.
Старые феодальные порядки окончательно разрушили принятые в экономической сфере законы, утвердившие:
- снятие средневековых регламентов и запретов;
- отмену монополий;
- право на забастовки;
- свободу переселения внутри страны.
Пруссия не вмешивалась в дела государств, расположенных к югу от Майна, боясь возбудить опасения со стороны Франции. Согласно Пражскому договору 1866 года Вюртемберг, Бавария, Баден, Гессен-Дармштадт должны были регулировать отношения специальными соглашениями с Север-Германским союзом. Политическая изоляция и угроза, которую она несла, привела к тому, что эти государства тайно заключили с союзом договоры оборонительного характера. В соответствии с этими договорами стороны гарантировали неприкосновенность владений, а в ситуации военных действий должны были объединить свои армии.
Для обсуждения экономических и торговых вопросов (в рамках таможенного союза) в союзный рейхстаг допускались депутаты южногерманских государств.
Настроения населения государств южной Германии не способствовали объединению с Северо-Германским союзом. Правящие элиты не хотели лишаться власти в пользу единой Германии, протестанты севера с настороженностью относились к католикам юга. Южные регионы были менее развиты в промышленном плане, отсутствовала достаточно сильная мотивация для создания сильной империи или единого рынка для захвата колоний.
В июле 1870 года все политические преграды с началом франко-прусской войны были уничтожены патриотическим энтузиазмом немцев.