Властно-правовая характеристика первобытного общества
Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе:
- Экономических;
- Социальных;
- Культурных;
- Политических;
- Религиозных.
Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа.
Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:
- Существование потестарной власти, которая не имеет политического характера;
- Наличие специфических норм первобытного общества, которые именуются в теории права "мононормами".
Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.
Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности.
В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.
Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения.
Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.
Содержание мононорм составляли разного рода табу - запреты совершения определенных действий, тотемы - обязанности сохранения определенных видов животных, регламенты - некоторые дозволения. К нарушителям обычно были применимы потестарные санкции, наиболее суровой из которых являлась изгнание из общины.
Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.
Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития. Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства. Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов. В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.
Власть в первобытном обществе
Члены первобытного общества являлись равными, они не подразделялись на управляющих и управляемых, в связи с этим политическая власть как таковая в этом обществе отсутствовала. Но институты власти все-таки имели место быть: члены первобытного общества были подчинены вождям, старейшинам, предводителям, но данная подчиненность основывалась на авторитетности таких людей, подкреплённой возможностями силового действия на тех, кто отказался подчиняться. Такой вид власти именуется потестарной (от латинского «potestas» — «мощь», «сила»).
Социальные нормы в первобытном обществе
Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого.
Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.
Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:
- общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;
- общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;
- сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;
- урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;
- существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;
- возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;
- присутствие территории для проживания.
Экономика первобытного общества обладала присваивающим характером. Все то, что первобытные люди добыли, они складывалив общий «котел», а потом разделялось на равные меж всеми членами рода.
Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.
В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:
- формирование человека как биосоциального существа;
- утверждение брачно-семейных отношений;
- отказ от присваивающей экономики, переход к производящей, то есть от присвоения готовых природных продуктов к их воспроизводству (земледелию, ремеслу, скотоводству).