Понятие трудовых споров
Исполняя свои трудовые обязанности, работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов. Конституция РФ и трудовое законодательство признают за работником право разрешать индивидуальные и коллективные трудовые споры, используя установленные законодательством способы их разрешения.
Трудовым спором считается разногласие между работодателем и работниками по вопросам регулирования трудовых отношений, которые поступают на разрешение специального юрисдикционного органа.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регламентируется гл. 60 ТК РФ, коллективных – гл. 61 ТК РФ.
Традиционно причиной трудового спора являются трудовые правонарушения.
Динамику возникновения трудового спора можно представить следующим образом:
- трудовое правонарушение;
- разногласие субъектов – различная оценка возникшего правонарушения;
- попытка урегулировать спор самостоятельно с помощью переговоров;
- обращение в специальный орган по разрешению трудовых споров.
Бывает так, что трудовой спор возникает и без правонарушения. Это происходит в тех случаях, если субъект обратился в юрисдикционный орган с просьбой оспорить отказ другого субъекта в установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда.
Классификация и виды трудовых споров
Все трудовые споры классифицируются по различным основаниям.
По спорящим субъектам трудовые споры бывают:
- индивидуальные (если затрагиваются интересы отдельных работников);
- коллективные (когда затрагиваются интересы всего коллектива).
Трудовые споры по правоотношениям бывают:
- возникающие в результате нарушения трудовых отношений;
- возникающие из правонарушения отношений, связанных с трудовыми.
По характеру спора бывают:
- споры о применении норм трудового законодательства (в т.ч. и о заключении, изменении или выполнении коллективных договоров и соглашений);
- споры об установлении либо изменении существующих условий труда.
Виды трудовых споров по предмету спора:
- споры о признании права, которое нарушается другой стороной договора;
- споры о присуждении выплат и возмещении вреда.
По способу разрешения трудовые споры бывают:
- исковые;
- споры неискового характера.
К исковым спорам относят разногласия, которые возникают в связи с применением нормативных актов, договоров и соглашений о труде. Во время их разрешения работник предъявляет иск, которым хочет добиться восстановления его нарушенных прав. Эти споры индивидуальны, рассматриваются комиссией по трудовым спорам, вышестоящими органами и судами.
Споры неискового характера – это разногласия, которые возникают в результате изменения действующих или установленных новых условий труда. Неисковый характер всегда присущ коллективным трудовым спорам, поэтому их разрешают в особой процессуальной форме.
Виды органов, способных разрешить трудовой спор
Индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены комиссиями по трудовым спорам либо судом. Решая, где должен быть разрешен возникший индивидуальный трудовой спор – в комиссии по трудовым спорам или в суде, следует исходить из подведомственности возникшего спора.
Подведомственностью трудового спора является распределение компетенции по их разрешению между органами, которые наделены правом рассматривать данные споры и выносить соответствующие решения. Правильное определение подведомственности трудового спора имеет важное значение, потому что разрешение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено.
Говоря о подведомственности трудовых споров, целесообразно делить их на споры, рассматриваемые:
- в общем порядке комиссией по трудовым спорам;
- в суде.
Отнесение трудового спора к одной из этих групп говорит о том, что остальные органы некомпетентны и неправомочны рассматривать данный спор, либо могут рассмотреть его только после того, как он будет рассмотрен комиссией по трудовым спорам.
Государство и правоохранительные органы обязаны защищать права работников. Поэтому, если нарушены права работника, то он имеет полное право на квалифицированную юридическую помощь и на защиту нарушенного права в суде.
Коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателем или же его представителями по поводу изменения условий труда, заработной платы, изменения выполнения коллективных договоров и соглашений.
Работодатели обязаны рассмотреть все требования работников.
Этапы разрешения коллективного трудового спора:
- рассмотрение возникшего коллективного трудового спора примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора при помощи посредника;
- рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Рисунок 1. Органы, рассматривающие трудовые споры
Трудовым законодательством, а в частности ст. 407 ТК РФ закреплено урегулирование коллективных трудовых споров специальной службой, создаваемой в системе государственных органов федеральной или муниципальной власти. Функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров следующие:
- осуществлять регистрацию коллективных трудовых споров;
- проверять полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, если в этом есть необходимость;
- формировать список трудовых арбитров и проводить их подготовку;
- выявлять причины, послужившие возникновению коллективных трудовых споров;
- оказывать методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения спора;
- организовывать финансирование примирительных процедур;
- способствовать взаимодействию представителей работников и работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления.
Если между сторонами коллективного трудового спора достигнуто соглашение, оно оформляется в письменной форме и обладает обязательной силой для его сторон.
Если соглашение не достигнуто и коллективный трудовой спор не разрешен, работники, в соответствии с законодательством, имеют право прибегнуть к забастовке.
Право на забастовку, ее порядок, обязанности сторон, гарантии, правовое положение работников и запрет незаконных забастовок регламентируются Трудовым кодексом РФ.