Массовая общественная организация, представляющая и защищающая права и интересы работников, называется профессиональным союзом. Эта исторически сложившаяся форма объединения трудящихся представляет собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера.
Профсоюзные организации входят в политическую систему общества как специфические социальные институты, обладающие своими функциями и полномочиями.
Профсоюзная организация как субъект трудового права
По своей сути, профсоюз является добровольным объединением граждан, связанных общими профессиональными и производственными интересами. Главная цель этой организации – представительство и защита социально-трудовых прав ее членов.
Функция профсоюзов двойственна по своей природе. С одной стороны, они должны оказывать давление на работодателей, нарушающих трудовое законодательство, а с другой – способствовать развитию трудовой культуры среди работников, побуждать их к добросовестному эффективному труду и соблюдению дисциплины на предприятии.
Действующее законодательство допускает наличие в одном трудовом коллективе нескольких профсоюзных организаций, а также работников, не задействованных в этом общественном движении. Однако соперничающие между собой объединения трудящихся не способствуют консолидации коллектива при преодолении общих трудностей.
Профсоюзы являются специфическими субъектами трудового права. Их статус определяется общественными отношениями, в которые они вступают с работодателями, работниками и органами государственной власти. Профкомы решают следующие задачи:
- представляют интересы конкретного коллектива рабочих и служащих;
- осуществляют контроль и надзор за охраной труда на предприятии или в организации;
- участвуют в разработке и подписании коллективного договора.
Представительство интересов работников одновременно является и правом, и обязанностью профсоюзных организаций. Для осуществления своей деятельности объединениям трудящихся не нужна никакая доверенность с их стороны. В трудовых правоотношениях профкомы выражают волю коллектива предприятия.
В своей работе эти организации независимы от органов государственной и муниципальной власти, работодателей и политических партий. Вмешательство перечисленных структур и должностных лиц в деятельность профсоюзов, ограничивающее их права или препятствующее защите интересов работников, незаконно.
Правоспособность и дееспособность профсоюзов, как и всех юридических лиц, возникает с момента их государственной регистрации.
Рисунок 1.
Права профсоюзной организации
Согласно действующему законодательству, профсоюзные организации обладают широкими полномочиями. Объединения трудящихся имеют право:
- участвовать в законотворческой деятельности;
- инициировать переговоры с работодателями, вести их, разрабатывать проекты коллективного договора или соглашения, заключать его от имени работников;
- контролировать выполнение условий коллективного договора;
- осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства на предприятии или в организации;
- представлять интересы работников при разрешении трудовых споров, предъявлять законные требования к работодателю;
- участвовать в создании и деятельности примирительных органов;
- инициировать забастовки и руководить проведением этих акций;
- участвовать в определении условий труда на предприятии или в организации, а также в установлении уровня оплаты.
Проекты законов, затрагивающих социально-трудовые права работников, принимаются органами государственной власти с учетом замечаний и предложений общероссийских профсоюзов и их ассоциаций. Например, при рассмотрении проекта действующего Трудового кодекса РФ объединения трудящихся внесли немало поправок, которые были учтены депутатами Государственной Думы.
Любые нормативные акты, затрагивающие интересы работников, обсуждаются органами государственной и муниципальной власти с привлечением профсоюзов. Кроме того, они сами могут выступать с законотворческими инициативами, касающимися сферы регулирования трудовых правоотношений.
Большинство вопросов, связанных с организацией труда и управлением на предприятии, формами материального поощрения и оплаты труда работников, установлением трудовых нормативов решает работодатель. У профсоюзов здесь лишь совещательная и согласительная функция.
А вот надзор за соблюдением трудового законодательства на предприятии или в организации, а также за исполнением коллективного договора – прерогатива объединений трудящихся. Профсоюзные инспекторы вправе беспрепятственно посещать предприятия, в которых работают члены их общественной организации, для проведения проверок. Работодатели обязаны устранить выявленные нарушения трудового законодательства и сообщить о принятых мерах профсоюзу в течение недели с момента получения претензии.
Решение о проведении забастовки принимается собранием трудового коллектива по предложению профкома. Возглавляющее забастовку объединение трудящихся вправе ее приостановить и принять участие в работе примирительной комиссии.
Гарантии деятельности профсоюзных организаций
Деятельность профсоюзных организаций гарантирована действующим законодательством.
Во-первых, работодатель обязан обеспечить условия для работы объединения трудящихся. В соответствии с коллективным договором он предоставляет необходимые помещения, оборудование, транспорт и средства связи.
Во-вторых, профкомы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом и денежными средствами, необходимыми для достижения уставных целей и выполнения поставленных задач.
В-третьих, эти организации не отвечают по обязательствам предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, профсоюзные работники обладают дополнительными гарантиями. Например, те из них, которые не освобождены от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профкома.
После окончания срока полномочий профсоюзным деятелям, которые не исполняли непосредственные трудовые обязанности, предоставляется прежняя должность на предприятии или другая равноценная работа.
Работодатель не вправе уволить члена профкома по собственной инициативе в течение двух лет после истечения срока его полномочий.
Исключением являются случаи, когда предприятие ликвидируется или работник совершил действие, за которое предусмотрено увольнение в рамках федерального законодательства.