Понятие и общая характеристика суда присяжных
Для целей обеспечения защиты прав и свобод граждан в государстве, а также для предупреждения любого рода общественно-вредных и общественно-опасных посягательств, современные демократические государства формируют и вводят в действие различные правоприменительные юрисдикционные органы и институты.
Кроме того, исходя из сложности содержания находящихся под государственно-властной защитой общественных отношений, системы самих юрисдикционных органов также отличаются наличием множества разнообразных структурных элементов.
Так, в результате анализа структуры судебной системы современного государства необходимо отметить, что одним из наиболее демократичных ее институтов в настоящее время выступает суд присяжных:
Суд присяжных – современный институт судебной системы, деятельность которого опосредуется созданием коллегии присяжных заседателей, отобранных путем случайной выборки для конкретного дела (решают вопросы факта) и одного профессионального судьи (решает вопросы права).
Деятельность суда присяжных, как правило, возможна только в рамках судопроизводства по уголовным делам, что обуславливается, с одной стороны, повышенной общественной опасностью деяний, влекущих рассмотрение вопроса о привлечении к уголовной ответственности, а с другой – с суровостью наказаний, назначаемых в качестве санкции за нарушение уголовно-правовых норм.
С процедурной точки зрения, решение вопросов судом присяжных может осуществляться только единогласно, либо простым или квалифицированным большинством – в зависимости от того, о правопорядке какой страны идет речь.
Так, например, действующее российское уголовное законодательство предусматривает право суда присяжных принимать решение простым большинством голосов.
История становления и развития института присяжных заседателей
Зарождение рассматриваемого института произошло в Англии, поскольку, как отмечается в специальной литературе, первоначальный уголовный процесс в англосаксонских государств отличался примитивностью: если преступник задерживался с поличным, то есть в случаях когда виновность конкретного лица по внешним признакам не вызывает сомнений – преступник убивался без всякого расследования.
Однако, при отсутствии поличного, то есть однозначных доказательств наличия вины, подозреваемый был вправе представить семь присяжных поручителей о невиновности такого лица.
При этом необходимо обратить внимание на то, что сам факт использования подобных механизмов судебного состязания еще не позволил институту присяжных прочно закрепиться в английском правопорядке: в XVII-XVIII происходило активное противодействие со стороны органов государственной власти стеснить свободу суждения присяжных, путем их запугивания, дурного обращения с ними, а по некоторым категориям дел – также упразднялось право подсудимого отводить присяжных заседателей, которые, по его мнению могли способствовать вынесению неправосудного решения.
Обозначенная проблема была решена только в конце XVIII в., в связи с принятием Билля о правах, и ряда иных законодательных актов, повлекших укрепление суда присяжных, расширение сферы его деятельности, а впоследствии – также установление за присяжными права решать вопрос не только о факте преступления, но и о виновности или невиновности подсудимого.
В Европейских странах установление и развитие института суда присяжных также характеризовалось определенными особенностями. Так, например, во Франции установление присяжных во многом было обусловлено недовольством граждан устаревшим розыскным, канцелярским производством, а также достижениями юридической науки: французские ученые и энциклопедисты (Монтескье, Вольтер, и др.) в своих работах последовательно обосновывали необходимость использования суда присяжных, для обеспечения законности и справедливости в деятельности уголовного суда.
В Германии введение суда присяжных в определенной степени выступило последствием наполеоновских войн, после которых, соответствующие начала уголовного судопроизводства с различной степенью интенсивности были привиты всему Германскому союзами.
Тем не менее, распространение судов присяжных в Германии сопровождалось значительными трудностями, законодательной дискриминацией, выраженной, в том числе, в сокращении объема подсудности судов присяжных.
Суд присяжных в России
В нашей стране суды присяжных в настоящее время на законодательном уровне признаются в качестве одной из форм судопроизводства по уголовным делам, в рамках которой решение вопроса о событии преступления, наличии признаков виновности подсудимого, а также вопроса о том, заслуживает ли обвиняемый в совершении преступления снисхождения (т.е. вопросы факта), решаются непрофессиональными судьями, не имеющими юридического образования, объединенными случайным образом в соответствующие коллегии.
При этом как отмечается в современной литературе, институт суда присяжных в нашей стране не отличается достаточной распространенностью – ежегодно рассматривается всего несколько сотен уголовных дел (что в сотни раз меньше количества уголовных дел, рассматриваемых профессиональными судьями).
Современное состояние института суда присяжных в нашей стране, во многом связано с реформой уголовного права 2016 года, последствиями реализации которой выступили следующие преобразования в рассматриваемой сфере:
- Сокращение численности коллегии присяжных в судах субъектов РФ (и приравненных к ним судам) до восьми человек;
- Возможность создания коллегии присяжных в районных и городских судах, численностью шесть человек;
- Расширение перечня преступлений, за совершение которых обвиняемые вправе требовать судопроизводства с участием присяжных заседателей.