Правотворчество, как юридическая категория, имеет в современной России ряд своих особенностей. Среди них:
-
практическое значение принимаемых законов и нормативно-правовых актов;
-
многоступенчатая структура, обладающая иерархической природой;
-
сотрудничество ветвей власти при обсуждении и принятии законов;
-
совершенствование механизмов реализации нормативно-правовых актов.
Практическое значение
Процесс правотворчества напрямую связан с деятельностью конкретных предприятий и организаций, материальным достатком и общественными свободами граждан России.
Каждый закон, федеральный или региональный, затрагивает интересы тысяч людей. Их трудоустройство, заработок, пенсии и условия жизни меняются в лучшую или худшую сторону, в зависимости от принимаемых нормативно-правовых актов.
На субъектах правотворчества лежит огромная ответственность за развитие гражданских институтов, за социально-экономическое и финансовое благополучие как страны в целом, так и каждого человека в отдельности.
Например, одно непродуманное изменение в налоговом законодательстве способно вызвать серьезные убытки у предприятий и организаций, массовое сокращение штатов и, как следствие, недовольство населения. Вопросы социальной поддержки нуждающихся, медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, новации в сфере образования и культуры – все эти и многие другие темы требуют особого внимания при осуществлении правотворчества.
Иерархическая структура
Система организации правотворчества в современной России обладает иерархической структурой. Она распределяется на уровни:
- федеральный
- региональный
- муниципальный
- локальный.
Каждый из них имеет безусловный приоритет над нижестоящим.
Федеральный уровень правотворчества определяется Конституцией России. Здесь действуют Государственная дума и Совет Федерации, Президент и Правительство РФ. Принятые ими законы, указы, постановления и другие нормативно-правовые акты обязательны для соблюдения на всей территории государства. Решения региональных и муниципальных властей должны полностью им соответствовать.
На уровне субъектов федерации также принимаются законодательные акты и постановления. Их положения действуют лишь в границах конкретных административно-территориальных единиц. Нормативно-правовые документы, принятые региональными парламентами и правительствами, обязательны для соблюдения муниципальными властями субъектов федерации.
Уровень местного самоуправления также наделен правотворческими полномочиями, однако они касаются регулирования коммунально-бытовых вопросов, отдельных аспектов предпринимательской деятельности, обеспечения благоустройства жизни людей в городе, районе или сельском поселении. Решения муниципалитетов должны исполняться предприятиями и организациями, расположенными на их территории.
Самый последний, но не по значимости, уровень правотворчества – локальный. Речь идет о нормативных актах, принимаемых руководством и трудовыми коллективами предприятий и организаций.
Правотворческий процесс в современной России">
Рисунок 1. Правотворческий процесс в современной России
Сотрудничество ветвей власти
Перед органами законодательной власти стоит задача – повысить качество принимаемых нормативно-правовых актов, до минимума снизив количество неэффективных и «неработающих» в реальных условиях документов. Этого невозможно добиться без тесного взаимодействия с представителями исполнительной власти, курирующими те или иные вопросы.
Зачастую такое сотрудничество не реализуется на деле. Законодательные инициативы имеют бессистемный характер, представители профильных министерств и ведомств решают свои задачи, не проявляя должного внимания к решениям депутатов. Народные избранники также не всегда прислушиваются к доводам специалистов из Правительства РФ, ориентируясь на политические реалии.
Кроме того, в субъектах Федерации не всегда эффективно развивается система правотворчества. В результате, некоторые региональные законы носят лишь декларативный характер, не имея четких механизмов реализации. Или вовсе противоречат положениям отдельных федеральных нормативно-правовых актов.
Механизм реализации принятых законов
Ни один закон, даже самый благой, не будет действовать автоматически. Для его реализации необходим целый механизм, состоящий из системы поощрений и наказаний. Без четкого понимания последствий нарушения данного закона и выгоды от его соблюдения никак не обойтись.
Государственные органы и общественные институты должны действовать сообща, чтобы обеспечить эффективную работу каждого нормативно-правового акта. Поставленной цели можно добиться, если тщательно все проработать еще на стадии подготовки законопроектов. Для этого необходимо соблюсти несколько условий:
-
информация о законодательных инициативах и готовящихся к принятию проектах должна быть доступна всем гражданам страны, широко обсуждаться в обществе;
-
для упрощения понимания сути предложенного документа населением, не имеющим юридического образования, целесообразно присваивать важнейшим законодательным актам имена собственные;
-
тщательно проверять подготовленные законопроекты на соответствие языку нормотворчества, на наличие внеправовой материи, из подготовленных законопроектов следует удалять инструктивные или общеизвестные факты и материалы;
-
все законопроекты в обязательном порядке следует подвергать внимательной проверке на соответствие Конституции России и другим федеральным законам, чтобы они, например, не вторгались в комплекцию региональных или местных властей.
Система правотворчества в современной России находится еще в начале своего становления. Есть основания полагать, что со временем она станет по-настоящему единой, а разрозненные нормативно-правовые акты будут объединены в согласованные своды законов.