Главным субъектом правотворчества в Российской Федерации является народ. Кроме того, в данную категорию также входят органы государственной власти, муниципалитеты и должностные лица разного уровня.
Народ как субъект правотворчества
Правотворческая функция народа России осуществляется посредством референдумов и плебисцитов. Таким образом, мнение подавляющего большинства населения страны напрямую влияет на государственную или общественную жизнь, учитывается при утверждении различных правовых норм.
Результаты референдума являются непосредственным проявлением воли народа. Они имеют высшую юридическую силу. То есть, не требуется их утверждение органами государственной власти.
Процедура организации и проведения референдума определена федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов федерации о референдуме.
Плебисцит может проводиться как на федеральном, так и на региональном уровне. В случае необходимости могут быть организованы и местные референдумы. Но в большинстве случаев для решения муниципальных вопросов достаточно мнения народа, высказанного на официально созванном сходе или собрании жителей.
Принципы организации и проведения народного волеизъявления:
-
мероприятие проводится по инициативе населения;
-
в нем участвуют избиратели, мнение которых является правообразующим источником принимаемого решения;
-
итоги референдума обладают высшей юридической силой, они не подлежат какому-либо утверждению;
-
данный процесс обеспечивают государственные органы и избирательные комиссии;
-
свободное и полное отражение мнения народа.
Как правило, одной из причин организации и проведения референдума может являться текст общественно-значимого документа или законопроекта, который не должен быть принят без одобрения населения. А на муниципальном уровне Уставы городов и районов утверждаются только после всенародных слушаний и обсуждения поправок, предложенных к документу.
Государственные органы
В Российской Федерации органы государственной власти осуществляют правотворческую функцию через принятие законов, постановлений, указов, распоряжений и других подзаконных актов.
Представительная ветвь власти – федеральный парламент и региональные законодательные собрания – занимаются разработкой и принятием законов. Существуют несколько уровней этого вида деятельности:
-
Конституция Российской Федерации;
-
федеральный конституционный закон;
-
федеральный закон;
-
закон субъекта Российской Федерации.
В системе современного российского законодательства задействованы все органы государственной власти и управления. Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти.
Президент России, Правительство РФ и администрации субъектов Федерации осуществляют подзаконное правотворчество. На основе Конституции РФ и федеральных законов глава государство издает указы и постановления. Они могут быть как нормативного, так и индивидуального, оперативного характера.
Правительство страны вправе решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению федерации. В рамках своих полномочий кабинет министров принимает постановления и распоряжения.
Министерства, ведомства и государственные комитеты руководят своими отраслями экономики и сферами управления. В соответствии с законами, актами Президента и Правительства РФ эти органы власти принимают приказы и инструкции, а также постановления.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации издают нормативные акты в пределах своей компетенции.
Органы местного самоуправления
Еще одним субъектом правотворчества в современной России являются муниципальные власти. Основы их деятельности определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, в своей работе администрации городов, районов и сельских поселений руководствуются региональными законами о местном самоуправлении и уставами своих населенных пунктов.
Принимая нормативные акты, муниципалитеты решают разнообразные вопросы коммунального и жилищно-бытового характера, регулируют предпринимательскую и иную деятельность на подведомственной территории. Местные власти ответственны за благоустройство и порядок в городах, районах и сельских поселениях. Они действуют в интересах населения, используя закрепленные за ними финансовые ресурсы.
Рисунок 1.
Правотворчество должностных лиц
Министры федерального или регионального правительства, депутаты различного уровня и главы негосударственных организаций также осуществляют правотворческие функции в рамках своих полномочий. Санкционированное правотворчество этих должностных лиц реализуется в виде различных правовых актов и предписаний.
Например, руководитель федерального агентства по рыболовству вправе устанавливать сроки путины, квоты и ограничения на вылов водных биоресурсов. Министр финансов регулирует бюджетные вопросы, используя налоговые поступления в казну, он распределяет средства на различные цели, в том числе и на поддержку учреждений социальной сферы. А руководитель регионального благотворительного фонда определяет политику своей организации по привлечению денежных средств на помощь нуждающимся.
Одним из субъектов правотворчества являются также трудовые коллективы и руководители предприятий и организаций. Они принимают акты и распоряжения, которые регулируют деятельность, внутреннюю структуру, права и обязанности работников. Такое правотворчество называется локальным.
Примером могут послужить решения о премировании отдельных специалистов, правила трудового распорядка, применение санкций к нарушителям дисциплины и т.п.