Общие и дополнительные признаки субъектов административной ответственности
Субъекты административной ответственности — это физические лица, совершившие правонарушение и привлекаемые к административной ответственности.
На правонарушение «накладывает отпечаток» личность правонарушителя, так как каждый человек индивидуален. При правовой оценке правонарушения учитывается только незначительная составляющая всей личности в целом. Оцениваются только признаки, имеющие юридическую значимость. Их подразделяют на группу:
- конструктивные признаки, входящие в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке должностным лицом или органом административной юрисдикции при квалификации правонарушения;
- особые признаки субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении вида, формы и размера наказания.
На основании этого в административном праве среди физических лиц выделяют общие, особенные и специальные субъекты административной ответственности. К категории общих субъектов относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. Ответственность этих лиц за административные нарушения наступает с 16 лет. Это общие основные признаки гражданина — субъекта административной ответственности, входящие в состав любого правонарушения.
Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения, предусмотренные КоАП (ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4), на континентальном шельфе, на территории РФ, в исключительной экономической зоне подлежат ответственности на общих основаниях.
Особые и специальные признаки физических лиц, предусмотренные соответствующими составами правонарушений, переводят их в категории особых и специальных субъектов ответственности.
Дополнительные признаки субъектов административной ответственности (КоАП):
- иностранный гражданин, имеющий иммунитет от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами, за совершенное правонарушение отвечает согласно нормам международного права (ст. 2.6);
- лица в возрасте от 16 до 18 лет привлекаются к ответственности в особом порядке (ч. 2 ст. 2.3); с учетом обстоятельств дела, характеристики лица, комиссия по делам несовершеннолетних может освободить данное лицо от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной ФЗ о защите прав лиц, не достигших совершеннолетия.
Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило серьезное административное правонарушение, относящееся к деяниям, перечисленным в КоАП (стрельба в населенных пунктах из огнестрельного оружия, мелкое хулиганство, злостное неповиновение распоряжению работника полиции и др.), то оно подлежит ответственности на общих основаниях. По данным составам правонарушений дела должны передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних, которые вправе применять меры воздействия, прямо предусмотренные Положением о данных комиссиях. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет не применяются меры административного наказания.
Административной ответственности на общих основаниях не привлекаются военнослужащие и лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы. Они привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки (ст. 2.5). На общих основаниях они могут привлекаться к ответственности в исключительных случаях, связанных с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение таможенных правил, водительских правил движения, правил рыбной ловли, охоты и др.) (ст. 2.5). К военнослужащим не может применяться в качестве меры наказания арест, а для лиц, проходящих службу по призыву — административный штраф.
Организации относятся к особым субъектам административной ответственности. Они отвечают за противоправные деяния своих членов и сотрудников.
К организациям в качестве административных наказаний применяются:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие предмета или орудия совершения правонарушения;
- конфискация предмета или орудия совершения правонарушения.
К организациям могут применятся разного рода экономические санкции: лишение лицензий, налоговых и финансовых льгот, установленных ранее квот и т.д.). Экономические санкции не относятся к административным наказаниям.
Должностные лица как субъекты административной ответственности
К субъектам административной ответственности относятся должностные лица. Должностное лицо — это лицо, временно, постоянно, или в соответствии с наделенными распорядительными полномочиями осуществляющее функции представителя органа власти в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости.
Должностное лицо может осуществлять административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах государственной власти, муниципальных органах, в Вооруженных Силах РФ, иных воинских формированиях и войсках РФ. Должностное лицо подлежит ответственности, если оно ненадлежащим образом исполняло или не исполняло служебные обязанности.
Руководители, сотрудники разного рода организаций, предприниматели, не образующие юридическое лицо, совершившие административные правонарушения в ходе выполнения административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, несут ответственность как должностные лица.
Особенностями административной ответственности должностных лиц:
- фактическим основанием ответственности является административно-дисциплинарное правонарушение;
- законодательство устанавливает более строгие административные взыскания для должностных лиц, чем для обычных граждан;
- к должностным лицам могут быть применены специфические административные наказания (в том числе, дисквалификация).
Специальные субъекты административной ответственности
Специальный субъект — это лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта ответственности дополнительными признаками.
Признаки специальных субъектов разнообразны и зависят от особенностей правового положения, видов деятельности, прошлых характеристик и т.д.
Признаки специальных субъектов:
- характерны только для отдельных видов граждан;
- возникают на основе индивидуальных актов управления, иных юридически значимых действий уполномоченных органов;
- отражают специфику правового статуса;
- более динамичны, чем общие признаки.
К специальным субъектам административной ответственности относятся: водители, продавцы, наниматели, капитаны речных и морских судов, работники юридических лиц, которые по статусу не относятся к должностным лицам, или законодательством не относятся к обычным гражданам.
К специальным субъектам применяются санкции — специальные административные наказания, не предусмотренные для применения к другим гражданам (например, административное выдворение за пределы РФ апатридов и иностранцев, лишение специального права и др.).