Понятие административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой комплекс прав и обязанностей личности в сфере административно-правовых отношений. Подобные отношения возникают у человека и гражданина тогда, когда он взаимодействует с другими субъектами административного права. В качестве таких субъектов могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общественные объединения, должностные лица вышеперечисленных органов, суды.
Административно правовой статус человека и гражданина выступает в качестве составной части общеправового статуса личности. Его регулирование осуществляется нормами конституционного и административного права. Многие административные права граждан производны от их конституционных прав и обязанностей, однако находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в том числе актах органов местного самоуправления.
Возникновение административно-правовых отношений связано как с реализацией прав и свобод человека и гражданина, такой в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, при защите своих прав и свобод случае их нарушения. В этом случае в содержание административно правового статуса включается также гарантия соблюдения этих прав и свобод, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Система административного права представлена большим количеством различных норм, которые содержатся в законах и иных нормативно-правовых актах. Данными нормами права устанавливаются обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Подобные нормы регулируют многие правила поведения граждан, направленные на защиту установленного порядка управления, а также на реализацию следующих функций:
- Охрана общественного порядка и общественной безопасности.
- Защита прав и свобод других граждан.
- Охрана окружающей природы.
- Охрана памятников истории и культуры.
- Предотвращение и предупреждение совершения правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и т.д.
Все граждане обязаны соблюдать нормы административного права, это является их важнейшей обязанностью. Административно-правовой статус личности также определяется объемом и характером их административной правосубъектности.
Рисунок 1. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Административная правоспособность и дееспособность
Административная правоспособность представляет собой закрепленную за личностью возможность выступать в качестве субъекта административного права, способность иметь права и свободы, обязанности административно-правового характера. Основные права и обязанности в административной сфере человек приобретает с рождения, они являются неотчуждаемыми. Однако ряд прав и свобод человек может приобрести позже, особенно в сфере управления. В то же время, ряд прав прекращается еще до смерти человека.
Возможность реализации специальной правоспособности зависит от возраста человека, состояние его здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на правовой статус, приобретение прав и осуществления обязанностей.
Специальным административно-правовым статусом обладают не все лица, а только те, в отношении которых имеется специальное основание.
Специальная административная дееспособность предполагает возможность для человека нести ответственность за совершенное правонарушение, своими личными действиями осуществлять права и выполнять обязанности.
Признаки специального административно-правового статуса гражданина:
- Наличие особого правового основание, специальной правовой нормы, иного нормативно-правового акта, который регулирует права и обязанности определенной категории лиц (например, закон о занятости, закон о полиции РФ и т.д.).
- Данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями, имеющими специальный правовой статус.
- В специальных отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане.
Виды специальных административно-правовых статусов граждан:
- Граждане, вступающие в административно-правовые отношения (задержанные лица, лица, которые лишены свободы).
- Субъекты административной опеки (сироты, безработные и т.д.).
- Жители территорий со специальным правовым режимом (например, ЗАТО).
- Субъекты разрешительной систем (лица, которые имеют водительские права, право на хранение и ношение оружия и т.п.).
- Государственные и муниципальные служащие (многие имеют доступ к гостайне).
- ИП.
- Лица, которые совершили административное правонарушение.
В соответствии с нормами Конституции РФ, гражданин может в полном объеме реализовывать свои права и обязанности с 18 лет. Однако ответственность за административные правонарушения наступает для граждан с 16 лет. Основанием ограничения административной дееспособности являются критерии, которые установлены как общими нормами, так и специальными. Например, ограничено дееспособными могут быть душевнобольные люди, страдающие психическими заболеваниями.
На основании специальной административной правоспособности лица, который обладают соответствующей административной способностью, осуществляет свои субъективные права и обязанности, вступая при этом в административные правоотношения. В некоторых случаях субъективные права и обязанности граждан могут быть реализованы через законных представителей, в качестве которых могут выступать родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако ряд прав и обязанностей может осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.
Специальные административные права и свободы граждан
Административно-правовой статус человека и гражданина выступает в качестве составной части общего правового статуса личности. Так, многие права и обязанности граждан в административных правоотношениях является производным от их конституционных прав и обязанностей, находя свое конкретное выражение в законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Однако специальные права и обязанности имеются далеко не у всех лиц.
Среди прав граждан выделяют следующие административно правовые категории:
- Право на свободу и личную неприкосновенность. Так, до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию сроком более 48 часов.
- Право частной собственности. Так, ни одно лицо не может быть лишено своего имущества никак иначе, как по решению суда.
- Право на свободу передвижения. Каждый человек имеет право законно находиться на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Кроме того, граждане РФ, которые выехали за пределы страны, могут беспрепятственно возвращаться в Россию.
- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, доброго имени. Ограничение в данной сфере возможно только на основании судебного решения.
- Право участвовать в управлении государством, реализовывать свои избирательные права, причем как активные, так и пассивные. Граждане также имеют равный доступ к государственной службе.
Специальные права и обязанности имеют свою специфику. Например, сотрудники полиции обязаны оказать помощь гражданам, даже в нерабочее время. Если сотрудник полиции не окажет помощь, в том числе первую, гражданину, он может быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной. Сотрудник скорой помощи обязан оказать медицинскую помощь. Сотрудники ФСБ не должны разглашать ставшую известной им гостайну и т.д.