Состав международной межгосударственной системы
Понятие международной государственной системы следует рассматривать в качестве сложной и очень интегрированной международно-политической и международно-правовой категории, возникающей и получающей свое развитие в сфере международного права.
Международная система состоит из различных компонентов, которые имеют связь друг с другом. В частности, можно выделить следующие компоненты:
- Субъекты международного права, а именно государства, среди которых рассматриваются различные виды, независимо от формы правления, территориального устройства, а также иных показателей. Кроме того, сюда относятся города-государства, например, Ватикан, а также международные организации, например, ООН, НАТО.
- Объединения государств, например, Евросоюз.
- Международные конференции и конгрессы, также международные форумы. Чаще всего, на данных мероприятиях выносятся различные глобальные вопросы, которые здесь обсуждаются и находят свое решение, нередко в виде международных нормативно-правовых актов.
- Международные неправительственные организации, которые не являются субъектами международного права, однако так или иначе принимают участие в международной общественной жизни. Так, сюда можно отнести такое международное движение, как «Гринпис», различные правозащитные организации и так далее.
- Общепринятые принципы международного права и международные договоры. Они регулируют различные межгосударственные отношения в различных сферах, а также направлены на разрешение межгосударственных споров, конфликтов в сфере международного сотрудничества.
Особенности международно-правовой системы
Говоря о международно-правовой системе, необходимо выделить ряд особенностей, в том числе и по отношению к российскому праву.
Приоритет норм международного права по отношению к национальному законодательству вытекает из Конституции Российской Федерации, которая закрепляет данное положение. Однако необходимо отметить, что Конституция РФ сама по себе занимает главенствующее положение в государстве, а потому общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры не могут противоречить ей. Они стоят на втором месте по своей юридической силе после Конституции.
Говоря о системе международных договоров, необходимо отметить также, что применение международных норм возможно только в том случае, если они будут ратифицированы в установленном порядке. А именно требуется ратификация актов соответствующими органами через принятие специфического нормативного акта – федерального закона. Только после прохождения всех процедур нормативно-правовой акт может применяться на территории Российской Федерации. Существуют конвенции, международные договора, которые так и не были ратифицированы Российской Федерацией, и, соответственно, не подлежат применению на ее территории.
Международное право выступает в качестве важного элемента международной государственной системы, выступая в качестве ядра или центра урегулирования разнообразных международных отношений во всей системе, на основе международного справа строится система национального права государства, которые берут международно-правовые нормы за образец при построении собственных норм. Очевидно, что в таком случае, международно-правовые нормы должны быть своеобразным эталоном, на которые смогут ориентироваться государства.
Однако необходимо констатировать, к сожалению, что международно-правовые нормы иметь далеко не идеальную конструкцию. В них, также, как и в национальном законодательстве, имеется неурегулированные области и пробелы.
С одной стороны, такая ситуация весьма очевидна, так как международное право не в состоянии урегулировать всю систему правоотношений, которые могут возникать между государствами, а также внутри них. Для этого действуют международное правовые договоры, а также национальное законодательство государств.
С другой стороны, международное право должно регулировать самые важные области правоотношений, однако здесь нередко возникают разночтения. Так, например, говоря о сфере международного права, на сегодняшний день остается неясным регулирование космического права, а также морского права. Особо актуальным данный вопрос является в связи с последними современными тенденциями.
Например, нередко в интернете можно увидеть объявления о продаже участков на Луне, на Марсе, а также на иных космических объектах. С точки зрения международного права, а также гражданского права такие действия являются неправомерными, так как космическое пространство является общим достоянием человечества, соответственно участок или иной космический объект не может принадлежать какому-либо человеку. По факту, люди, которые занимаются такой реализацией, являются мошенниками. Однако не возможность привлечь их к ответственности вытекает из того, что космическое право совсем не регулирует данное положение, а положение о принадлежности богатства всему человечеству мы применяем по аналогии на основании норм морского права.
Между государствами могут заключаться различные договора, которые также имеет свои виды:
- двусторонние;
- односторонние.
Кроме того, договор могут заключаться в различных сферах:
- военная сфера;
- экономическая;
- политическая;
- экологическая и пр.
Основная цель заключения таких договоров – это осуществление международного сотрудничества в самых различных сферах, которые имеют значение для субъектов, вступающих в международные правоотношения.
Предметом науки международного права является изучение международных норм в данной сфере, их анализ.
Создание норм международного права производится различными субъектами. Во-первых, это специализированные органы и организации, например, ООН, НАТО, Евросоюз, а также иные организации. Если заключаются двусторонние договора, соответственно они создаются двумя сторонами, вступающих в правоотношения. То же самое можно сказать и о многосторонних договорах.