Мониторинг – это универсальная деятельность, которая осуществляется в разных сферах общественной жизни. На данный момент особую роль играет мониторинг в области законодательной и правоприменительной деятельности субъектов Российской Федерации.
Ключевая причина принятия незаконных правовых актов законодательными органами субъектов Российской Федерации состоит в отсутствии четкой системы отслеживания изменений, которые происходят в федеральном законодательстве. Отсюда можно сделать вывод, что за счет регулярного анализа хода законодательной деятельности и реализации нормативных актов удастся обеспечить законодательные органы достоверной и своевременной информацией в целях улучшения качества принимаемых актов.
Функции правового мониторинга
Правовой мониторинг – это система информационных наблюдений.
С его помощью можно оценить и проанализировать следующие аспекты:
- Результаты нормотворческой деятельности (законопроектной).
- Качество нормативных правовых актов, которые приняты конкретным органом согласно предоставленной ему правотворческой компетенцией.
- Эффективность практического действия и реализации НПА, основной целью которой выступает улучшение качества принимаемых законов. Все это способно привести к обеспечению и защите прав человека и гражданских свобод.
Подобное понимание правового мониторинга дает возможность отнести его к объектам действующего законодательства и к практике его применения. Работа, связанная с созданием системы правового мониторинга и его концептуальной и методологической основ до сих пор не закончена. Достигнутые результаты позволяют открыть новые грани указанного явления, выявить более сложные существующие проблемы, которые требуют научного осмысления, а в ряде случаев и коррекции некоторых существующих концептуальных и методологических решений.
В соответствии с концепцией, которую активно «продвигает» Совет Федерации, Конституция РФ не входит в число объектов правового мониторинга. При этом не ставится вопрос о необходимости мониторинга Основного закона государства, а также о том, чтобы определять эффективность реализации конституционных принципов и норм. И это в корне неверно.
Конституция и ее функции
Конституция – основной закон любого государства. Конституционные нормы наделены высшей юридической силой и действуют непосредственно. Конституцией закладывается основа правовой государственной системы. На нее возложены следующие функции:
- Охранительная функция права.
- Регулятивная функция права.
Конституция является базой стратегии государственного развития, на основании которой формируются разного рода программные документы, а также применяются законы и реализуется правоприменительная деятельность.
Исключение Конституции из объектов правового мониторинга – это методологическая ошибка. Тем не менее, вряд ли есть причины обвинять в этом авторов идеи правового мониторинга, либо разработчиков его концепции.
Процесс накопления позитивного знания, а также научного осмысления государственно-правовых явлений всегда осуществляется непрерывно. Со временем в процессе апробации научных решений, внедрения в практику теоретических моделей видны и понятны просчеты, допущенные при принятии подобных решений и при создании соответствующих моделей.
Сейчас можно утверждать о том, что настал тот момент, когда пришло осознание того, что исключение Конституции из объектов правового мониторинга стало причиной нарушения его логики и последовательности «технологических операций».
Особенности мониторинга конституционного законодательства
При проведении мониторинг закона и при оценке эффективности его норм, субъекты и участники такой деятельности применяют Конституцию в виде одного из статичных (технических) инструментов мониторинга, который используется для того, чтобы измерить показатели объекта с целью сравнения с тем или иным законом или правоприменительным актом для того, чтобы определить его конституционность и эффективность.
Аналогичное произойдет в процессе мониторинга программных документов, которые принимаются и реализуются на государственном уровне. К примеру, национальные проекты и пр. При этом, конституционные принципы и нормы не подвергаются оценке, а их непосредственная реализация не отслеживается, а эффективность не определяется.
Практически никто не задается вопросом об эффективности конституционного принципа разделения властей, а также о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права над национальным законодательством. Никто не анализируется так ли эффективны принципы федеративного устройства российского государства и конституционных норм, которые устанавливают сроки полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президента РФ, предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Роль мониторинга конституционного законодательства
На текущий момент необходимо проводить мониторинг не отдельных законов и не программных государственных документов, а их основы, то есть, Конституции. При этом потребуется определять эффективность законов и государственных программ.
Роль мониторинга Конституции состоит в следующем:
- Совершенствование технологии правового мониторинга и восстановление нарушенной логической последовательности объектов и операций, которые осуществляются при проведении мониторинга законодательства и правоприменительной практики.
- Реализация и обеспечение стройности поставленных целей, задач правового мониторинга, показателей эффективности законодательства и правоприменительной практики. В качестве которых в соответствии с существующей концепцией правового мониторинга выступают данные об обеспечении и защите прав человека.
- Изменение логики правового мониторинга.
- Переход от применения Конституции в виде одного из технических инструментов мониторинга к ее восприятию в качестве реально действующего закона, который реализуется и применяется со стороны субъектов правоотношений в условиях практической деятельности и в повседневной жизни.
- Оптимизация планирования нормотворческой деятельности на каждом уровне власти.