Роль международного права в обеспечении военной безопасности
Военная безопасность государства – это состояние защищённости и обороноспособности страны и её национальных интересов, которое либо исключает возможность нападения извне, либо, если нападение всё-таки произошло, позволяет дать эффективный отпор агрессору.
Прежде всего стоит отметить, что вопрос защиты своей территории является первостепенным ещё с давних времен, до зарождения государства. С развитием истории наблюдается возрастание числа конфликтов между богатыми и бедными странами, между странами с различными религиями и взглядами на принципы построения процветающего сообщества. Порой такие конфликты не удаётся решить мирным путём (например, через переговоры) и тогда военное столкновение кажется единственным верным способом решения проблемы. При этом в каждом государстве будут учитываться следующие моменты:
- состояние вооруженных сил страны;
- вопросы, касающиеся военного бюджета;
- положение страны на международной арене;
- состояние напряженности внутри страны и отношение граждан к происходящим событиям.
Начиная войну, стороны осознанно нарушают основные принципы международного права, закреплённые в Уставе Организации Объединённых Наций: нерушимость границ, мирное урегулирование споров, суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силы и многие другие.
В вопросах международной военной политики ООН играет далеко не последнюю роль. В лице Совета Безопасности ООН занимается поддержанием или восстановлением мира в международном сообществе. Из главы VII Устава, мы видим, что Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры представляют собой как экономические санкции, так и международные военные действия. Совет также занимается операциями по поддержанию мира и специальными политическими миссиями.
Не лишним будет вспомнить Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в г. Хельсинки 1 августа 1975 года. Данный документ содержит большое количество оговорок о регулировании совместного обеспечения безопасности, в том числе военной, миграционной, информационной и др. Все эти оговорки и принципы взаимоотношений разделяются на три сферы: сотрудничество в области экономики и экологии; координирование военных и политических вопросов, особенно о передвижении войск; обязательства по обеспечению, продвижению прав и свобод народов. Последняя сфера вышла на новый уровень и приобрела себе большую значимость, тем самым само понятие «безопасности» стало включать не только политико-военные грани, но и гуманитарные: вопросы защиты прав человека, его взаимоотношения с государством и властью.
Важным историческим моментом стал вопрос о запрете использования и также испытания ядерного оружия, который закрепился в Договоре о запрещении ядерного оружия. В свою законную силу вступил 22 января 2021 года, тем самым обязав государства-участников «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не испытывать, не производить, не изготавливать, не приобретать иным образом, не иметь во владении и не накапливать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства».
Обеспечение военной безопасности на национальном уровне
Однако, как и сказано в определении военной безопасности, существует необходимость в обеспечении безопасности не только территории, но и национальных интересов, среди которых выделим следующие:
- интересы в политической сфере;
- интересы в сфере экономики;
- интересы, затрагиваемые научно-технической сферой;
- социальная сфера интересов;
- демографическая сфера и другие.
Для определения интересов некоторые государства, такие как, например, Республика Беларусь и Российская Федерация, издают Концепцию национальной безопасности.
Единого определения национальных интересов мы не найдём. В каждом государстве оно своё, да и нередко меняется. Так, например, в Республике Беларусь определение национальных интересов следующее: «национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь».
Российская Федерация в своей Концепции национальной безопасности привела следующее понятие: «национальные интересы Российской Федерации» – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства».
Национальные интересы в военной сфере большинства государств затрагивают такие аспекты человеческой жизни как укоренение в обществе чувства патриотизма; развитие военной организации государства, поддержка уровня оборонного потенциала; подготовка общества к защите национальных интересов государства; усовершенствование военно-технического оборудования; поддержание международных отношений и разрешение имеющихся конфликтов мирными путями; защита независимости, суверенитета и государственной территории и другие.
С целью поддержания мира и безопасности законодательными органами издаются нормативные правовые акты специального направления, а также главами государств и их доверенными лицами подписываются международные договоры. Для защиты и укрепления государственной безопасности совершенствуются вопросы об органах государственной безопасности, о борьбе с терроризмом, о вопросах внешней разведки, об утверждении Концепции национальной безопасности, о ратификации международных договоров, о государственных секретах и допуске к ним граждан, о порядке прохождения военной службы.
Как итог стоит подчеркнуть, что отличительной значимостью военной безопасности как одного из важнейших аспектов государственного устройства является то, что государствам необходимо быть постоянно сосредоточенными на надёжной защите, дабы не потерять свой суверенитет и территориальную целостность. На современном этапе развития права для этих целей мы имеем большое количество документов, упорядочивающих деятельность в военной сфере и распространены они как на национальном уровне, так и на международном, при этом поддерживаются они соответствующими ответственными органами.