Понятие и общая характеристика религиозных правовых систем
Анализ исторического развития и современного состояния законодательства в различных странах позволяет сделать вывод о том, что для многих государств характерно преобладание религиозных начал в регулировании разнообразных складывающихся в обществе отношений. Подобные правовые системы получили название религиозных, а их определение, в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Религиозная правовая система – это определенная, исторически сложившаяся совокупность правовых норм, практики их применения и господствующей юридической идеологии, источником которых выступает выраженная в священных писания воля божества.
При этом совокупность относительно однородных правовых систем образует в своем единстве религиозную правовую семью (семью религиозного права), и чаще всего именно они становятся предметом интереса представителей юридической науки.
Тем не менее, в рамках представленной статьи представляется целесообразным подробнее остановиться на некоторых конкретных примерах современных правовых систем.
Правовая система Саудовской Аравии
В качестве примера правовой системы, в центре формирования которой находится исламская религия, традиционно называется правовая система Саудовской Аравии, поскольку именно на ее территории исторически зародилось мусульманство. Во многом именно благодаря этому факту, мусульманское право во все времена играло господствующую роль в системе источников права Саудовской Аравии.
В рамках рассматриваемой правовой системы признается, что единственным полновластным законодателем является Аллах, воля которого либо отражена в установленных им же правилах поведения, либо должна быть выявлена представителями юридической доктрины – правоведами.
Такой подход позволяет выделять внутри правовой системы Саудовской Аравии (а также большинства религиозных правовых систем, составляющих семью мусульманского права) четыре основных источника права:
- Коран – священное писание, которое, согласно существующим в мусульманстве представлениям, выступает переданным через пророка Мухаммеда самим Аллахом божественное откровение;
- Сунна – совокупность преданий, передающих мысли и изречения пророка, либо повествующие о его поступках и поведении;
- Иджма – доктринальная составляющая правовой системы Саудовской Аравии, отражающая единодушное мнение наиболее авторитетных мусульманских правоведов по вопросам, не урегулированным вышеназванными источниками права;
- Кияс – умозаключения по аналогии.
Поскольку одним из ключевых признаков общественных отношений, упорядочиваемых посредством применения юридических норм, выступает их постоянное преобразование и развитие, а единственным истинным законодателем в мусульманском праве признается Аллах, постепенно, в юридическом смысле, ведущее значение стало придаваться мусульманской правовой доктрине (фикх), состоящей из трудов выдающих мусульманских правоведов, в том числе, представляющих различные направления (школы) мусульманско-правовой доктрины.
Продолжая характеристику правовой системы Саудовской Аравии следует обратить внимание на то, что начала правового регулирования в мусульманских странах зачастую отождествляется с понятие шариата. Однако фактически, «мусульманское право» и «шариат» не являются тождественными категориями, поскольку последний наряду с правилами внешнего поведения, включает в себя начала религиозной этики, разнообразные этические постулаты, в большей степени обращенные к совести представителей мусульманской религии.
Правовая система Индии и Японии
Продолжая характеристику отдельных видов религиозных правовых систем, представляется необходимым подробнее остановиться на правовой системе современной Индии, в которой на современном этапе, индуистское право признается в качестве составного элемента правовой системы, установленной действующей Конституцией Индии 1950 года.
Важной особенностью, предопределяющей интерес к проведению характеристике современной религиозной составляющей правового регулирования общественных отношений в Индии, выступает то, что на различных этапах исторического развития там господствовали и элементы религиозного права, основанного на иных конфессиях – в первую очередь, буддизме (V-I в до н.э.) и исламе (X-XVII вв.).
Господствующее в настоящее время индуистское право выступает одним из наиболее древних мировых юридических феноменов, так как, по различным оценкам, его зарождение датируется временами II в. до н.э. – II в. н.э.
Основным религиозным источником правового регулирования, воспринятым в индийской правовой системе выступают Законы Ману, которым первоначально придавалось значение сакрального документа, сосредоточившим в себе правила религиозного, бытового, этического и юридического характера.
В качестве примера еще одной синтезной религиозной правовой системы можно назвать правовую систему Японии, в которой в настоящее время сосуществуют действующее фрагментарно синтоистское право и буддизм, непрерывно конкурирующие между собой на протяжении многих столетий. Притом, что формально Япония провозглашена светским государством, и, соответственно, никакая религия не может признаваться в качестве господствующей.
Однако обозначенная конкуренция на современном этапе, в том числе в сфере регулирования общественных отношений, выстраивается в соответствии с принципами гармонии, единства и сотрудничества, в результате реализации которых, взаимодействие синтоистских организаций с другими церквями осуществляется на всех уровнях на началах взаимоуважительного и эффективного сотрудничества. Более того, в условиях синтоизма считается приемлемым двоеверие – то есть ситуация при которой прихожане синтоистских храмов одновременно являются последователями и иных религий (чаще всего – буддизма или христианства).