Понятие и общая характеристика религиозных правовых семей
Как известно, любое самостоятельное государство характеризуется наличием совокупности отличительных признаков, отражающих особенности его исторического развития, начала государственного устройства, правового регулирования, хозяйствования, и т.д. При этом детальный анализ некоторых из обозначенных особенностей позволяет сделать вывод о том, что одной из исторических форм права, основополагающим источником в которой выступает воля божества, выступает религиозное право.
Важно обратить внимание, что национальные правовые системы, в которых преобладают религиозные начала правового регулирования по-своему уникальны во всем многообразии их форм. Однако во всех случаях им присуща определенная совокупность общих признаков, исходя из наличия которых, совокупность самостоятельных правовых систем, основанных на религиозном праве, образует отдельную религиозную правовую семью.
Источниками религиозного права, общего для всей религиозной правовой семьи, выступают тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, обычаи, и т.д., а в отдельных случаях – государственно-властные акты религиозного характера, устанавливающие и систематизирующие соответствующие регулятивные предписания.
Наряду с общностью источников регулирования общественных отношений, характерной особенностью семьи религиозного права выступает персональный характер ее юрисдикции, в отличии от территориального, характерного для светских правовых систем. Иными словами, предписания религиозного права обычно распространяются только на последователей того или иного вероисповедания, безотносительно к признаку территориальной общности.
Иными словами, применительно к характеристике религиозных правовых семей следует обратить внимание на то, что право в них выступает частью относительно единой и универсальной системы упорядочения общественных отношений, поскольку четкого разделения на юридические, моральные и религиозные регуляторы не проводится.
В этой связи, понимание право в условиях религиозных правовых семей гораздо шире, нежели в условиях светских национальных систем правового регулирования, поскольку религиозные регуляторы охватывают все стороны человеческой жизни, не ограничиваясь строго общественными отношениями, поддающимися упорядочению.
Говоря о конкретных примерах религиозных правовых семей, существовавших исторически и сохранивших свое влияние в настоящее время, принято называть семью мусульманского права, иудейского права, индусского права, а также христианского права, подробная характеристика некоторых из которых будет представлена ниже.
Индуистская религиозная правовая семья
В настоящее время, достаточно большая с количественной точки зрения совокупность стран Азии и Африки, образуют вместе так называемую индуистскую правовую семью, основанную соответственно, на своеобразном религиозном комплексе – индуизме. В частности, в числе таких государств выступают Сингапур, Бангладеш, Малайзия, Кения, и т.д.
Говоря о признаках регулирования общественных отношений, характерных для правовых систем, составляющих рассматриваемую семью религиозного права, следует выделить следующие начала:
- Индуистская правовая семья основана на кастовой организации общества, то есть предположении о том, что все люди с самого рождения подразделяются на определенные социальные иерархические группы (касты), для каждой из которых характерен собственный набор прав и обязанностей, а также особое миропонимание и человеческая мораль. Значение касты настолько велико, что нередко, возникающие между ее представителями споры и противоречия разрешаются на собрании касты, в том числе, посредством применения мер принуждения вплоть до отлучения от касты;
- Источником права в индуистской правовой семье выступают так называемые веды – то есть сборники религиозного характера, вобравшие в себя песни, молитвы, гимны, и т.д., содержащие обязательные для индуистов правила поведения;
- В регулировании семейных правоотношений наряду с религиозными предписаниями, большая роль принадлежит разного рода обычаям и традициям;
- После освобождения от колониального гнета в индуистских странах началось развития законотворчества и кодификации существовавших правил поведения, однако применительно к кастовым делам, юрисдикционные органы по-прежнему лишены полномочий по рассмотрению и разрешению соответствующих споров, и вправе лишь следить за соблюдением и правильным применением кастовых правил.
Иудейская религиозная правовая семья
В традиционной классификации правовых семей, принятой в юридической науке, особое место занимает система иудейского права, получившая в настоящее время распространение в таких странах как Израиль, США, а также в некоторых религиозных еврейских общинах, рассредоточенных по всему миру.
В наиболее общем виде определение иудейского права может быть сформулировано следующим образом:
Иудейское (еврейское) право – совокупность религиозных норм иудаизма правового характера, призванных регламентировать и упорядочивать складывающиеся в соответствующих сферах общественные отношения.
Говоря о современном состоянии иудейской религиозной правовой семьи, следует обратить внимание на то, что начиная со второй половины XX века, право в Израиле стремилось к приобретению более светского характера: единственной сферой, в которой по-прежнему сохраняется полное господство иудейского права – это область личного статуса.
Так, в частности, исключительно под юрисдикцией еврейских религиозных судов находятся споры об актах гражданского состояния.
Кроме того, существуют сферы общественных отношений, урегулирование споров в которых может быть произведено религиозным судом по обоюдному согласию сторон.