Источники права социального обеспечения
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи, оказываемая законодательно утвержденным категориям лиц в случае наступлении определённых юридических фактов с целью выравнивания социального положения граждан.
Источники права в области социального обеспечения — это обязательные для исполнения внешние формы выражения воли государства в сфере социального правотворчества. Основными источниками права в РФ являются нормативные акты. В сфере социального обеспечения источники права отражают материальную сторону жизни общества. В случае изменения материальных условий, меняются и источники права.
Основания для классификации источников права:
- по юридической силе (то есть, по степени субординации, иерархии и важности);
- по сфере действия;
- по органам, принявшим нормативно-правовой акт;
- по правовым институтам;
- по форме акта;
- по источникам финансирования;
- по содержанию нормативных актов.
Наибольшую роль играет классификация по юридической силе и по органам, которые их принимают. По степени важности источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой, они в приоритете по отношению к любым иным нормативно-правовым актам. Высшие законодательные органы власти РФ принимают законы. Законы подразделяются на виды, особое место среди которых занимает Конституция РФ, выступающая базой для всего текущего законодательства.
Конституции РФ принадлежит высшая юридическая сила, возможность прямого действия. Высший Закон применяется на всей территории РФ. Любые законы не должны противоречить Основному Закону. По Конституции вопросы регулирования отношений в сфере социального обеспечения принадлежат совместной компетенции Федерации и ее субъектов.
Конституционные основы законодательства в области социального обеспечения
Согласно Конституции, в РФ в сфере социального обеспечения должны:
- охраняться здоровье и труд людей;
- обеспечиваться государственная поддержка материнства, отцовства, семьи, детства, пожилых граждан и инвалидов;
- устанавливаться социальные пособия, государственные пенсии;
- развиваться система социальных служб и т.д.
В некоторых статьях Конституции закреплены основные права и свободы населения в сфере социального обеспечения. Федеральные законы подразделяются на конституционные и текущие. Федеральные конституционные законы — это законы, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. К текущим федеральным законам относятся законы, принимаемые на основе, исполнение Конституции, а также федеральных конституционных законов. В правоприменительной практике социального обеспечения такие законы относятся к отдельным правовым институтам.
Самостоятельный критерий классификации источников прав социального обеспечения — круг лиц, на которых распространяются некоторые нормы законодательства.
В праве социального обеспечения основаниями дифференциации являются:
- особые условия трудовой деятельности (с неблагоприятными природно-климатическими условиями, опасные, вредные и тяжелые условия);
- специфические особенности субъекта (матери, пожилые граждане, инвалиды, семьи с детьми и т. д.).
Основные направления социального обеспечения на федеральном уровне
По социальной политике можно судить о всей деятельности государственных структур и самого государства, а именно о том, в какой мере государство исполняет конституционную обязанность по обеспечению соблюдения и защиты прав и свобод граждан, создает надлежащие политические, материальные, правовые и другие условия для реализации и осуществления этих прав и свобод.
Опираясь на Конституцию РФ, государство обязано и должно проводить социальную политику, гарантирующую каждому гражданину страны необходимый уровень жизни. Материальное благополучие человек создает себе сам. Однако некоторые граждане по ряду причин не могут этого сделать, а некоторые вообще не имеют возможности осуществлять трудовую деятельность. Социальная политика должна быть ориентирована на то, чтобы трудоспособные граждане могли самостоятельно, своими усилиями обеспечивать достаток для себя и своих семей. Социальную помощь и защиту, предоставляемую государством, должны получать только те категории граждан, которые являются социально уязвимыми (лица пожилого возраста, дети, инвалиды и т.д.).
Положения Конституции РФ, которые регулируют социальные отношения, составляют конституционные основы социальной государственности РФ.
Конституционные основы социальной политики РФ целесообразно разделить на отдельные элементы:
- основы правового положения граждан в социальной сфере, признание прав и свобод высшей ценностью человека, их соблюдение и защита (ст. 2 и ст.6);
- основы социальной политики государства, которая направлена на создание условий, гарантирующих и обеспечивающих свободное развитие и достойную жизнь человека (ст. 7);
- гарантированность и признание прав и свобод человека согласно общепризнанным нормам и принципам международного права (ст. 17);
- непосредственное действие прав и свобод человека, определяющих содержание, смысл и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, органов муниципального самоуправления обеспечиваются правосудием (ст. 18);
- гарантированность и равенство в правах и свободах независимо от расы, национальности, пола, происхождения, должностного или имущественного положения, отношения к религии, места жительства, принадлежности к какой-либо партии или общественному объединению и др. (ст. 19).
Закрепленные в Конституции социальные права являются не только принципиальными ориентирами для законодателя, но и основными правами, по значимости равными конституционным политическим и гражданским правам, относящимся к фундаментальным правам человека, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения. Все они основаны на принципах социальной солидарности и справедливости, закрепляются Основным Законом, как непосредственно действующие и подлежащих судебной защите.