Становление в США федерации
Развитие государственного строя США (XVIII-XXI вв.) – это становление федерации, формирование высших органов власти и нового законодательства, появление и противостояние основных политических партий – демократической и республиканской.
Согласно Конституции 1787 г. Соединенные Штаты Америки были признаны государством, которое развивается в государственно-политическом и территориальном отношении, допуская возможность вступления новых штатов в федерацию. К концу XVIII в. сформировались первые штаты (числом 13), которые образовали начальную федерацию. Теннеси и Кентукки выделились из более крупных Северной Каролины и Виргинии (соответственно), от Канады обособился Вермонт.
Принципы Конституции 1787 г. давали конституционное определение возможности принятия в состав федерации новых штатов.
Территория США за XIX в. увеличилась многократно.
Присоединение новых территорий шло по нескольким направлениям:
- путем освоения новых земель к западу от первоначальных колоний, завоевание земель индейцев (Миссисипи, Индиана, Миссури, Алабама и т.д.);
- путем направленной политической или военно-политической деятельности (Калифорния);
- покупка новых территорий (Луизиана, Аляска).
Завоевание территорий, заселенных коренным населением (индейцами) стало государственной политикой США с начала 1820-х гг.
Расширение территории федерации шло в обстановке постоянных конфликтов с государствами, обладающими собственными владениями в Северной Америке: Испанией, Францией, Мексикой, Россией, Англией.
К середине XIX в. значило возросло число иммигрантов из Европы и Китая. США стала значимым субъектом международных отношений и мировой политической жизни. Америка начала самостоятельную экспансию в Тихом океане, захватила Гавайи и навязала неравноправные отношения Японии.
Гражданская война 1861-1865 гг.
К середине XIX в. в федерации назрел крупнейший государственно-политический и социальный кризис, который перерос в Гражданскую войну 1861-1865 гг.
Уже в начале 1850-х гг. обозначились первые предпосылки кризиса, которые связаны со стремлением южных штатов сохранить у себя рабство. Война в штате Канзас стала по сути началом Гражданской войны. Раскол между штатами поднял проблему присоединении Калифорнии, что грозило дать в Конгрессе абсолютное большинство противников рабовладения.
В 1858 г. в ходе избирательной кампании А. Линкольн высказался о необходимости реорганизации союза штатов и усилении роли центральной политики. В декабре 1860 г. из федерации вышла Южная Каролина, в феврале 1861 г. – еще 11 штатов Юга (Джорджия, Алабама, Техас, Луизиана и другие).
Конфедерация штатов стала самостоятельным образованием со своим временным правительством. В марте 1861 года была принята собственная конституция, в политических вопросах более демократичная, чем общегосударственная.
В конституции Конфедерации штатов предусматривалось:
- однократное избрание президента;
- штаты были лишены права выхода из новой федерации;
- правительство несло ответственность перед конгрессом.
Гражданская война между Севером и Югом завершилась победой северян, полным запретом рабства, воссоединением федерации, началом широкого социального переворота. Временно была ликвидирована внутренняя организация южных штатов, правление велось непосредственно из центра. В штатах Юга в ходе реконструкции были проведены значительные политические, правовые и социальные преобразования, приняты новые конституции, обновленные штаты были вновь приняты в федерацию в 1870 г.
Современной государственно-политической структуры США добились к концу XIX в., включив в свой состав 48 штатов.
Победа Севера в гражданской войне, политический кризис середины XIX в. кардинально перестроили взаимоотношения федеральных властей и штатов. Со второй половины XIX в. позиции федеральных властей стали непоколебимыми и непререкаемыми, что способствовало конституционному развитию страны и перераспределению полномочий между ветвями и органами государственной власти.
Конституционные преобразования конца XVIII – первой половины XIX в.
В основном Конституция федерации оставалась неизменной, однако в конце XVIII – первой половин XIX вв. в конституцию были внесены некоторые изменения:
- невмешательство федеративных судебных властей в споры частноправового характера, если одна из сторон – это гражданин другого штата или государства (11 поправка, 1795 г.);
- новый, более детальный порядок голосования на выборах вице-президента и президента с сохранением влияния на голосование представительства штатов в Конгрессе (12 поправка, 1804 г.);
- полное право гражданства афроамериканскому населению с предоставлением основных политических прав (13, 14, 15 поправки 1865-1870 гг.).
Избирательная система и избирательное право общефедеральной конституцией регулировались в самой незначительной степени. В основных вопросах избирательные права граждан определялись законодательством и конституциями штатов. К 1821 г. в 15 штатах установилось всеобщее мужское избирательное право, учитывающее ценз оседлости и возрастной ценз. Постепенно с конца 1830-х гг. избирательные права получили женщины – вначале на местном уровне (в муниципалитеты, школьные советы), затем по выборам властей штата.
Представители афроамериканского населения в южных штатах впервые приняли участие на выборах в 1867 году.
Одной из серьезных проблем избирательной системы в XIX в. в США являлось упорядочение избирательных округов. Долгое время штаты не соблюдали предписание закона 1871 года, согласно которому должны были образовать округа с равным количеством избирателей. На практике применялись произвольно сформированные многомандатные избирательные округа, при их создании опирались на традиционные предпочтения избирателей к какой-либо политической группе или партии.
Личная регистрация избирателей для выборов была введена только в 1866 г. С 1892 г. в некоторых штатах были введены машины для голосования, что стало серьезным нововведением в упорядочении избирательной процедуры.